Возраст 5 лет и 6: пятый год жизни в психологии ребенка

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам и мальчики, и девочки достигают уровня, на котором их можно научить самым основным и важным вещам в жизни. В этом возрасте дети начинают понимать, нравится им выбранная одежда или нет, у них начинает формироваться отношение к сверстникам, а у взрослых, соответственно, появляются свои взгляды, мнения и мировоззрение.

ССЫЛКА! И девочки, и мальчики в возрасте 5 лет обладают в основном образно-образным мышлением.

Так в чем же разница в развитии мальчиков и девочек в 5 лет.

Мальчик

фото 2В 5 лет мальчики готовы брать на себя ответственность за свои поступки и поступки.

Поэтому сейчас лучшее время, чтобы доверить ему часть работы по дому.

Мальчики этого возраста склонны бунтовать и протестовать; наказания следует заменить поучительными беседами и объяснениями.

Кроме того, это лучшее время, чтобы дать ребенку возможность выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5 лет мальчику важно различать мужские и женские социальные характеристики, поэтому важную роль играет пример взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснять, как мужчина должен себя вести, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать.

Задача матери — окружить своего ребенка любовью, заботой и привязанностью.

Девочка

фото 3Девочки немного отличаются от 5-летних мальчиков.

Если мальчики более агрессивны, вспыльчивы, девочки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и слезливостью.

Они также должны объяснить, какой женщиной должна быть, какими качествами она должна обладать, и это можно сделать с помощью игры или общения.

В это время девушки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить за тем, кто их дочь сделала своим идеалом. Вам нужно поговорить с ребенком о том, почему он выбрал этого персонажа (или человека), что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Пятилетняя девочка может иметь одного или нескольких друзей, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать других своих друзей. Для того, чтобы ребенок избежал стресса и перестал так ревновать, что его друг хочет с кем-то поиграть, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

пора отправить пятилетнюю девочку в клуб, где она могла бы развить свои творческие или физические способности.

Особое значение для 5-летней девочки имеют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девушки воспринимают лучше, чем мама или бабушка.

Что должны уметь делать?

В 5-летнем возрасте ребенок должен самостоятельно:

  • чистить и чистить зубы, зная, что делать это нужно утром и вечером;
  • после прогулки снимайте обувь и верхнюю одежду;
  • после прогулки и перед едой вымыть руки и вытереть их полотенцем;
  • уметь пользоваться столовыми приборами (в том числе ножом);
  • принять ванну в одиночестве.

В этом случае ребенок может потереться мыльной салфеткой и смыть пену, но нельзя оставлять его без присмотра в ванной.

Что должны знать?

В этом возрасте ребенок может начать подготовку к школе. Знания, которые должны быть доступны 5-летнему ребенку:

  • Цифры от 1 до 10, а также возможность идентифицировать их на картинке и подсчитывать количество предметов до 10;
  • Операции сложения и вычитания для 1-2 единиц;
  • Название и изображение простых геометрических фигур, их рисование;
  • Множество букв, умение их писать и указывать на названную букву среди других;
  • Чтение по слогам (часто, но не всегда);
  • Решайте простые логические задачи и загадки;
  • Сборник простых кубиков, конструктора и пазлов;
  • Возможность решать задачи по принципу «исключить ненужное» и объяснение выбора.

Физические показатели

У ребенка уже хорошо развита координация движений. Физические задачи, с которыми сталкивается пятилетний ребенок, включают:

  1. Быстрый бег на достаточно длинные дистанции, даже с препятствиями (ребенок должен бегать по ямам, камням, пеньке);
  2. Поймать мяч и бросить, бить по мячу одной рукой или ногой;
  3. Безопасная прогулка по узкой дорожке или тротуару
  4. Качели, аттракционы, прыжки и сальто;
  5. Поднимайтесь и спускайтесь по вертикальной лестнице, закрепив ее на перекладине двумя или одной рукой;
  6. Держится за веревку, редко — возможность лазить;
  7. Способность выдерживать длительные прогулки на дальние расстояния.

Тест

Тест 5-летней давности состоит из 7 простых задач. Для его выполнения необходимо предварительно подготовить:

  • Три отдельных изображения в разное время дня (утро, вечер, ночь);
  • Изображение с 10 или более отдельными объектами, которые знает ребенок (мяч, стул, солнце и т.д.);
  • Изображение с 3 кружками разного цвета;
  • Фотография с 3-мя известными ребенку предметами (ложкой, ручкой, телефоном).

Задания:

  1. Спросите, какое сейчас время года.
  2. Спросите «почему птицы летают?» или «почему в автобусе нужно держаться за поручни?» Вы можете сформулировать свой простой вопрос с помощью причинно-следственной связи.
  3. Попросите назвать предметы круглой (квадратной, треугольной) формы в комнате.
  4. Разместите перед ребенком картинки из разного времени дня и попросите его назвать их.
  5. Попросите на картинке с 10 или более предметами сосчитать их.
  6. Попросите на картинке с 3 кружками назвать их цвет.
  7. Попросите их сказать, для чего предназначен каждый из 3 элементов последнего изображения.

Каждый правильный ответ отмечен знаком «+».

Если стоит «-», рекомендуется провести тест 4-летним детям. При наличии одного или нескольких недостатков ребенка следует показать детскому психологу.

Задания и занятия

  1. Заранее подготовьте черно-белые карточки с изображением двух групп предметов (например, овощей и фруктов, животных и птиц, посуды и мебели). Попросите одну группу раскрасить в один цвет, а другую — в другой.
  2. Распечатайте готовые табели учета рабочего времени «найди лишнее». Попросите ребенка назвать каждый элемент, исключить ненужные элементы и объяснить свой выбор.

Детский возраст ребенка: дошкольники и ученики

Детство ребенка — это период от рождения до раннего полового созревания, от 0 до 12 лет. Внутренние градации детства ребенка основываются на этапах его биологического и психического созревания. Однако при поступлении в школу можно точно провести черту: воспитанник детского сада, старшеклассник становится учеником.

Как правило, средний возраст поступления в школу составляет 7 лет. Рекомендуемый экспертами и стандартами возраст для первоклассников русских школ — от 6,5 до 8 лет. В зависимости от зрелости психических процессов и подготовленности дошкольника возраст может быть снижен (но не ранее 6 лет для первого класса) или увеличен.

Начало школы — важный этап для детей, который символизирует смену основной деятельности. Подготовка к этому этапу формируется на протяжении всего периода дошкольного развития и определяется психологами и педагогами перед поступлением в образовательное учреждение.

Дети дошкольного возраста

Дошкольники — дети от 3-4 лет до выпускников подготовительной группы детского сада. Этот возраст детей более чувствителен к развивающим и воспитательным методам из-за активного формирования психики, личностных особенностей и процесса социализации в обществе. Родители для дошкольников являются наиболее значимыми фигурами (в отличие от школьников, где их место занимает сначала учитель, а затем их сверстники) и могут оказывать как наиболее положительное, так и явно отрицательное влияние на ребенка. Растущая личность, в зависимости от стиль обучения и пример, показанный ребенку.

Особенности детей дошкольного возраста

Первое, что замечают родители в особенностях дошкольников, — это формирование самостоятельности, стремления отделить себя от нас (чаще всего «мы с мамой»). Его начало в возрасте около трех лет описывается как кризис на третьем году жизни, когда ребенок начинает пытаться сменить положение и стремится делать все, что в его силах, самостоятельно и гордиться своими достижениями.

С этой позиции также формируется новое социальное восприятие ребенком своего окружения. Он развивается по двум направлениям: социальная вертикаль, выражающая восприятие ребенком мира своих старших, и социальная горизонталь, ориентированная на мир сверстников.

В частности, дошкольники также включают активную коммуникативную деятельность в языковой и невербальной формах, развитие сенсорного познания, зачатки анализа и формирование наглядно-образного мышления.

Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте

Основная деятельность дошкольника трансформируется в соответствии с личностной зрелостью, партнером в совместном времяпрепровождении и социальным восприятием. Начиная с манипулирования предметами, в школьном возрасте ребенок проходит фазу игры как основного вида деятельности дошкольников и готовится превратить ее в образовательную.

Мотивирующая активность дошкольника, сила во взаимодействии со взрослыми до 3 лет имеет бизнес-направленность: желание определить и понять, что и как делают взрослые, подражать им, стать взрослыми и уметь также контролировать реальность. В среднем к 4 годам приоритетная деловая мотивация сменяется игровой деятельностью, взаимодействием на предметно-игровой основе.

Начинают складываться отношения со сверстниками, ребенок «открывает» для себя других детей как субъект с самостоятельными мотивами действий. Вначале, мало-помалу, в эпизодических игровых действиях дошкольники постепенно находят своих сверстников, а в конце дошкольного периода они предпочитают их в качестве партнеров в основной игровой деятельности в этот период.

Ролевая игра как яркое выражение социальных устремлений ребенка помогает им удовлетворять свои социальные потребности. Он также способствует развитию различных техник замещения: объект для другого, его социальная роль для другого, учит представлению и моделированию различных воображаемых ситуаций. Дети «репетируют» роли других людей, фантазируют и воспроизводят условия, в которые в силу возраста они еще не могут войти и улучшить реакцию психики на нестандартные происшествия, это тоже характерные черты дошкольников.

Готовность к школе: средний возраст детей

Средний возраст детей на момент поступления в школу — 7 лет. О готовности к школе судят по физиологической зрелости мозга, сформированности его структур и функций.

В некоторых странах, например в США, учебный процесс начинается в возрасте 4 лет, что сбивает с толку некоторых родителей. Однако, хотя это обучение чаще проводится в школьном комплексе, по направленности и организации процесса оно больше соответствует программе наших подготовительных групп детского сада и называется детский сад — «детский сад», «дошкольный».

Средний возраст детей для погружения в образовательный процесс основывается на так называемой школьной зрелости, аспектах психофизиологической подготовленности ребенка. В них не входит умение читать и писать, это некоторые этапы сенсорного развития, произвольной памяти, внимания, мышления. При тестировании готовности к школе также оценивается эмоционально-волевая сфера детей, фонематический слух, мелкая моторика, познавательный интерес и базовые знания, учитывается, какая основная деятельность преобладает у дошкольника, готов ли он перейти от игры к обучению. Кроме того, немаловажным фактором является способность ребенка расстаться с осмысленной и самостоятельной взрослой деятельностью и воспринимать учителя как авторитетную личность.

Детям, не достигшим необходимого уровня развития, не рекомендуется к началу обучения, это не только повлияет на оценки и усвоение знаний, но и может значительно снизить мотивацию ребенка, отразиться на его психоневрологическом здоровье и физике. На средний возраст детей на момент поступления в образовательное учреждение ориентируются на начало проверки готовности, решение о приеме ребенка или рекомендации по направлению, необходимость дальнейших развивающих и коррекционных занятий принимаются на основании психологических тестов.

Дети школьного возраста

Школьники отличаются от дошкольников пониманием иерархических отношений, способностью выделять части и более развитым образным мышлением в целом, например способностью мысленно расставлять предметы по размеру и другим характеристикам. Анализ, обобщение, понимание принципов передачи качеств предмета, характеристики происходящего, умение учитывать две и более переменных в оценке выделяют детей школьного возраста.

В начальной школе мышление детей школьного возраста все еще тесно связано с эмпирической реальностью (Жан Пиаже), они могут думать и рассуждать только о знакомых вещах, хотя они могут расширять свои выводы от конкретных сценариев до возможных. По окончании начальной школы у детей младшего школьного возраста начинает активно развиваться этап формальных операций мышления, знаменующий переход от конкретного, наглядно-образного типа к абстрактному, словесно-логическому типу.

Ведущая деятельность младших школьников

Основная деятельность школьников — образовательная. Для него характерны следующие параметры: оперативность, обязательность, произвол. Основы этого вида деятельности закладываются в первые годы обучения. Мотивация, научное задание, контроль и оценка являются основными составляющими, согласно теории Д.Б. Эльконина, учебной деятельности.

Часто путают с аттестацией и голосованием за совершение действий. Экспериментальное учение Ш.Б. Амонашвили: Дети могут учиться без оценок, и они делают это охотно и успешно, однако отсутствие системы оценок за выполнение домашних заданий не означает отсутствия оценок. Оценить, насколько успеваемость ребенка соответствует его темпам и общепринятым нормам, можно без использования оценок, которые используются в настоящее время в первых классах общеобразовательных школ в России.

Психология

фото 1Психологи называют пятилетний возраст одним из самых легких в образовании и развитии: главные кризисы в прошлом или ждут в будущем.

К 5 годам ребенок уже формирует собственное мнение, но еще способен идти на компромисс.

с ним легко согласиться, если вы спокойно объясните ему, почему нужно это делать, а не иначе.

ССЫЛКА! В 5 лет дети остро реагируют на критику.

5-летний ребенок очень любопытен, задает много вопросов, хочет все знать и с огромной радостью принимает каждое открытие.

В общении дети уже определяют, кто им нравится, а кто нет. Умеют определять собственный круг общения, отказываться от дружбы с неприятными сверстниками и взрослыми.

Большой недостаток — невозможность по-взрослому выразить свои эмоции и мысли. Дети, как правило, грубые, агрессивные, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человека. Работа родителей — научить его этому.

Развитие и воспитание ребенка по возрастам

Развитие и воспитание ребенка — это процессы, организованные в соответствии с особенностями возрастных групп. Способы воспитания ребенка определяются его физическими и умственными способностями и особенностями мышления, характерными для возрастной фазы.

При выборе целей и средств развития и воспитания ребенка принято ориентироваться на зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), разницу между существующим и потенциальным уровнем развития, достижимого с помощью родителя или учителя. Для разных возрастных групп и для детей в этих группах зоны ближайшего развития различаются, поэтому общий процесс обучения ребенка основан на статистических знаниях, навыках и способностях детей и работе с ребенком характеристик его личности.

3. Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

Познавательная деятельность. Что должен уметь пятилетний ребенок

3.1 В области «Окружающий мир»

Знает:

  • ваше имя и фамилия, адрес, имена родителей, их профессия, название вашего города, села;
  • название столицы вашей Родины, главных достопримечательностей вашего города;
  • важность солнца, воздуха и воды для жизни;
  • транспортные средства, бытовая техника, некоторые инструменты.

он умеет:

  • определить материал: бумага, ткань, дерево, металл, пластик;
  • сделаем обобщения (стул, шкаф — мебель; платье, носки — платье).

3.2 В области элементарной математики:

В пятилетнем возрасте ребенок узнал:

  • сравнивать количество элементов в группах до 5 на основе оценки с помощью приложения и оверлея;
  • различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
  • группировать элементы по цвету, размеру, форме;
  • понимать значение слов, обозначающих периоды дня, и определять их;
  • назвать времена года, их знаки, последовательность.

Чему следует научиться.

Концепции формы:

  • на порядковые (простые) и количественные (одно) числа до 10;
  • на каком четырехугольнике (квадрат и прямоугольник — это четырехугольники);
  • на другой геометрической фигуре: овал.

Обучаться:

  • уравнять две группы объектов (+1 и -1);
  • посчитать определенное количество элементов (до 10) из большого числа;
  • ознакомьтесь с числами от 1 до 9;
  • понять, как составить цифру 5 из единиц;
  • соотнесение трехмерных (шар) и плоских (круг) фигур);
  • расположите предметы по длине (от короткого к длинному), по высоте (снизу вверх), по ширине (от узкого к широкому);
  • сравнивать объекты на глаз по высоте, ширине, объему;
  • проверить сравнение по наложению и применению;
  • руководствоваться понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», а также «до», «позже»;
  • назовите времена года, время года, дни недели.

В области элементарных математических представлений «Танграм», головоломки, сортировщики, простые головоломки, игры с числами до 5, различные «Путаница» (какое число пошло?), Рисование узоров из геометрических фигур, «Скажи обратное» (узкий ручей, широкая река), «Найди бесполезное» и другие.

ВНИМАНИЕ! Пока ребенок не достигнет 7-летнего возраста, игра является основной. Поэтому необязательно говорить ребенку: «Пойдем учиться». Мы должны убедить его пойти поиграть. Излишняя дидактичность может убить желание ребенка учиться в школе.

3.3 В области развития речи

В пятилетнем возрасте ребенок полностью осваивает связную речь. К сожалению, в настоящее время большой процент детей страдает нарушениями речи.

ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЯМ! Вменяемая сторона речи — важный показатель для дальнейшего образования. Если 5-летний ребенок пропускает или подменяет звуки, «проглатывает» слова, не может построить грамматически правильное предложение, необходимо срочно обратиться к логопеду. Вы не можете тянуть!

Нервная система дошкольника находится в процессе тренировки. В коре головного мозга формируются нервные связи, которые объединяют производство звука. Речевые расстройства необходимо исправлять, пока нервная система лабильна и способна к изменениям. По достижении 7-летнего возраста исправлять дефекты речи будет намного сложнее, исправление займет гораздо больше времени.

Пятилетний план позволяет:

  • назовите свои любимые литературные произведения и имена некоторых авторов;
  • рассказать небольшой рассказ, не меняя сюжетной последовательности;
  • запомнить и выразительно процитировать короткое стихотворение из 8 и более строк;
  • сыграть роли в инсценировке сказок и семейных стихов;
  • составить последовательный рассказ на основе сюжетного образа, серии образов;
  • сочинять короткие описательные рассказы («Зимние забавы», «Как Санта потерял свои подарки»);
  • подробно рассказывать семейные истории и сказки;
  • определение места звука в слове;
  • сравнивать слова по длительности;
  • определять на слух слово с заданным звуком;
  • принять участие в беседе со сверстниками или взрослыми;
  • выражать свою точку зрения (согласен или не согласен);
  • использовать в разговоре все части речи;
  • выбрать прилагательные для данного существительного;
  • найти синонимы к данному слову (красиво — красиво).

Есть много разных забавных развивающих игр. Из них мы можем порекомендовать:

  • «Ответьте на вопрос: кто? или что? «по определению живого и неживого;
  • «Угадай животное по признаку» (белый, маленький, пушистый — это заяц);
  • «Порядок в квартире» за соответствие объекта на своем месте;
  • «Письмо к бабушке» — составьте интересный рассказ;
  • «Огород» — классификация фруктов, овощей и ягод по видам;
  • «Выбери красивые слова» — подбери прилагательные к существительному «яблоко» — красное, круглое, вкусное, полезное;
  • «Путешествие по алфавиту» — знание букв.

Развитие связной речи невозможно без чтения и обсуждения детских литературных произведений. Наиболее популярны народные сказки. Пятилетние дети умеют понимать юмор в литературе. Примером могут служить рассказы Н. Носова.

Рекомендуем к прочтению произведения Е. Успенского, «Письмо« Ты »и другие рассказы Л. Пантелеева», «Паровоз Ромашково» Г. Цыферова »,« Домик Кузьки »Т. Александрова,« Трям, здравствуй. ! »С. Козлова,« Сипсик »Эно Рауда.

Каждый день можно читать главу из «толстых» книг. Это «Волшебник изумрудного города» А. Волкова, «Приключения Чиполлино» Г. Родари, «Золотой ключик или приключения Буратино» А. Толстого, «Сгорбленный конь» П. Ершова, «История маленького мальчика и Карлсона» А. Линдгрена.

Родители могут записать в детскую библиотеку пятилетнего сына или дочь. Интерес и любовь к литературе, которые развиваются у ребенка в этом возрасте, не угаснут. Книга останется лучшим другом ребенка.

Особенности речи

Ребенок в 5 лет умеет четко формулировать свои мысли с помощью слов. Может работать со всеми частями речи, строить предложения и произносить их не задумываясь.

  • Ребенок может четко произносить все звуки (исключением может быть звук «р»);
  • использует в речи слова из всех частей речи, включая различные склонения, времена, формы глаголов, множественное и единственное число, степени превосходной и сравнительной прилагательных и т д;
  • умеет задать тон предложения и определить высоту собеседника;
  • может читать стихотворение с выражением;
  • знает и называет без проблем фамилию, имя и отчество родителей, учителей и свое;
  • знает точный адрес проживания (включая регион, город);
  • он знает и не путает значения слов «вчера», «сегодня», «завтра», знает названия продуктов питания и блюд, а если ошибается, то исправляет себя.

Познавательное развитие детей 5 лет

  • Объем памяти

В 5 лет у ребенка все еще преобладает непроизвольная память. Другими словами, ребенок лучше запоминает, что его поражает и вызывает эмоциональную реакцию. Поэтому информацию нужно преподносить дошкольникам таким образом, чтобы она была им интересна. Пятилетние дети хорошо помнят стихи, песни и детские стишки. Важно развивать как слуховую, так и зрительную память, используя для этого различные мнемонические техники.

  • Осторожность

По мере взросления у детей постепенно повышается усидчивость, то есть устойчивость внимания и возможность его грамотного распределения. В 5 лет ребенок может сосредоточиться на одном деле около 15-20 минут. Как и память, внимание дошкольников избирательно и непроизвольно. О том, как развить внимание 5-летних детей, смотрите в видео.

  • Мысль

В дошкольном возрасте у детей преобладает образно-образное мышление. Но одно из важнейших психических новообразований в 5-летнем возрасте — это формирование логико-вербального мышления, характерного для взрослых. Пятилетний ребенок учится выполнять мыслительные операции, такие как анализ, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей.

В основном родители обращают внимание на умственное развитие старших дошкольников. Однако не следует забывать, что социальное, коммуникативное и личностное развитие — не менее важные аспекты жизни пятилетнего ребенка. Стоит обратить внимание на то, насколько хорошо ребенок работает в команде, умеет ли он играть по правилам, как общается со взрослыми и сверстниками.

Мысль

  • Воображение

Не секрет, что у дошкольников развито воображение. Они любят слушать сказки и придумывать для себя сюжет, придумывая различные сказки и игры. Обычно дошкольники благодаря развитому воображению быстро привыкают к ролевой и игровой ситуации. Воображение ребенка проявляется в видах продуктивной и творческой деятельности (рисование, лепка, танцы, театральная деятельность и т.д.) и, конечно же, в ролевой игре.

  • Произвол

Умение строить планы и контролировать собственное поведение в соответствии с правилами приходит к ребенку не сразу. Обычно к 5 годам дети развивают способность планировать свои действия. Старший дошкольник ориентируется не только на сам процесс, но и на результат.

  • Ориентация во времени и пространстве

С пятилетними детьми вы можете внимательно изучить понятие времени: выучить названия месяцев, дней недели, времени суток. Концептуально для них это непросто, так как дошкольникам сложно воспринимать абстрактную информацию. Вы должны постараться заинтересовать ребенка — используйте наглядные пособия и придумывайте веселые игры.

интересно отметить, что у детей чувство времени развито не так, как у взрослых. У самых маленьких он течет намного медленнее.

Пространственное восприятие у 5-летних детей хорошо развито, но многие путают «правое» и «левое». Это нормально, поскольку мозг вашего ребенка продолжает развиваться. Считается, что мальчики лучше ориентируются в пространстве, чем девочки, поскольку у них обычно более развито правое полушарие мозга.

Ориентация во времени и пространстве

Первый месяц

Первая неделя

После рождения ваш ребенок абсолютно беспомощен, а значит, и беспомощен. Теперь ваш ребенок полностью зависит от вас. Вы будете для него всем: теплом, любовью, питанием, защитой, счастьем и источником информации.

Вы и ваш ребенок, скорее всего, проведете эту неделю в больнице (если вы не рожали дома). Первые дни вы будете считать себя, учиться, адаптироваться. Некоторые младенцы почти всегда спят в первые несколько дней жизни, другие могут бодрствовать в течение коротких периодов времени. Некоторые малыши спокойно переносят длительные перерывы между кормлениями, другим нужно чаще есть. Некоторым требуется укачивание, чтобы заснуть. Постарайтесь сразу же приложить ребенка к груди и дать ему возможность сосать столько, сколько он хочет.

Теперь, помимо физиологических потребностей, у вашего малыша наиболее ярко выражена потребность в психологическом комфорте. Ребенку необходим тесный контакт с мамой, чувство ее близости, уверенность в том, что она быстро откликнется на ее сигналы. Максимальное удовлетворение этой потребности существенно влияет на дальнейшее развитие новорожденного. Создание психологического комфорта для ребенка — одна из важнейших основ его воспитания. Окружите малыша нежностью, заботой, лаской. Ваша любовь станет залогом ее успешного развития.

Наиболее благоприятная поза для малыша теперь будет лежать на животе, в тесном контакте с вами. Ощущение тепла материнского тела, знакомый ритм сердцебиения, звуки вашего голоса окажут на малыша успокаивающее действие.

Никогда не будьте равнодушны к детскому плачу. Нежно возьмите его в руки, нежно поднесите к себе, покачайте. Говорите с ним ласково, напевайте ему. Всегда встречайте ее пробуждение с улыбкой.

Если ваш ребенок бодрствует и спокоен, найдите минутку и поговорите с ним. Вы можете быть уверены, что ваши ласковые слова будут услышаны и принесут пользу. Все кормление, пеленание и другие действия с ребенком должны сопровождаться тихой, медленной и ласковой речью. Пусть ребенок чаще видит ваше лицо. Самая удобная для него поза — когда малыш находится под грудью. Он все еще не может сосредоточить взгляд, взгляд его расплывчатый, но своим голосом вы поможете ребенку найти ваше лицо и отличить его от окружающего мира. Будьте уверены, ваш малыш скоро научится это делать.

Если ваш ребенок много спит и просыпается только для того, чтобы кормить грудью, не волнуйтесь. Не стоит поощрять его бодрствовать.

Что ребенок уже знает

Каким бы беспомощным ни казался новорожденный, он не появляется на свет без какого-либо жизненного опыта. Мудрая природа дала ему программу с множеством жизненно важных рефлексов для обеспечения безопасности и выживания. Их наличие у новорожденного — одно из важнейших доказательств его здоровья.

Некоторые безусловные рефлексы можно обнаружить у ребенка в течение нескольких часов после рождения, другие — через несколько дней.

Стоит учесть

С первых дней жизни для ребенка очень важно общение с отцом. Чем раньше к заботе о ребенке и общению с ним подключится отец, тем в будущем в семье сложатся более гармоничные отношения.

Два основных рефлекса, связанных с удовлетворением основной потребности ребенка — кормления — это сосание и глотание. Если вы засунете ребенку соску в рот, он будет крепко сжимать ее губами, даже когда он полон. Если прикоснуться к щеке малыша соском или пальцем, он повернет голову в эту сторону, слегка приоткроет губы и попытается дотянуться до пальца (соска) ртом. Это исследовательский рефлекс .

Если провести пальцем по внутренней поверхности ладошки малыша, он с невероятной силой схватит ваш палец и сожмет его. Это рефлекс захвата. Правда, хватание в этот период все равно ложное, и к 3 месяцам малыш теряет его. Истинная ловкость разовьется позже — в течение 3-4 месяцев.

Возьмите малыша под руки сзади, поддерживая его голову указательными пальцами и касаясь ступнями поверхности. Вы увидите, что он сначала отведет ноги назад и прижмет их к животу, затем выпрямит их и поставит все ступни на поверхность. Если при этом ребенок немного наклонится вперед, он начнет «делать шаг». Это рефлексы опоры и автоматической походки .

Положите ребенка на живот так, чтобы его ступни лежали на ваших ладонях, и слегка надавите на него. Он начнет делать нескоординированные плавательные движения руками и ногами и ползет вперед. Этот рефлекс можно обнаружить у малыша через 3-4 дня после рождения.

Если положить малыша на живот, он сразу повернет голову набок. Иногда младенцы пытаются ее поднять. Это защитный рефлекс, который заставляет ребенка беспрепятственно дышать.

У ребенка есть и другие защитные реакции. Например, при громком шуме ребенок морщится, моргает и разгибает руки, как будто хочет за что-то держаться. Такой же рефлекс срабатывает, когда ребенок может упасть.

Если ребенка прижать к центру подошвы, его пальцы ног согнутся. Так проявляется подошвенный рефлекс .

Рефлекторные движения очень важны для двигательной активности и психомоторного развития ребенка.

Мы взвешиваемся, мы измеряем себя

Основными показателями здоровья малыша являются длина и масса тела.

Средние показатели физического развития новорожденного (доношенного

Высота — 50-51 см.

Вес — 3,3-3,5 кг.

Окружность головы 35-36см.

Окружность груди — 33-34 см.

Обратите внимание, что на эти показатели влияет множество факторов: наследственность, состояние здоровья матери, ее диета и питание во время беременности, возраст родителей и т.д. Следует знать, что в первые дни жизни в организме малыша происходит так называемое преходящее, или физиологическое, похудание, которое считается вполне нормальным. Максимальная потеря веса обычно наблюдается на 2-4 дни и не превышает 6% (примерно 200 г).

Вторая неделя

Это конец первой недели жизни вашего малыша. Это было самое сложное: ведь новорожденному пришлось приложить немало усилий, чтобы преодолеть переходные состояния и приспособиться к новому для него миру. Теперь ребенок начнет быстро расти. На этой неделе ребенок восстановит потерю веса, которая произошла из-за преходящей потери первоначальной массы тела.

Ваш ребенок по-прежнему много спит (до 20 часов в сутки). Иногда можно увидеть легкое подергивание уголков ее губ — это ее первые сонные полуулыбки. Они сигнализируют о том, что с малышом все в порядке. Вы можете заметить, что ребенок «улыбается», когда ему становится легче (например, когда у него прекращаются колики), или когда он удовлетворен (после еды), или когда его берут на руки и берут на руки. Конечно, вашему ребенку потребуется больше времени, чтобы по-настоящему осознанно улыбаться при общении с вами. Но какими бы ни были причины для улыбок вашего малыша сейчас, наслаждайтесь ими.

Не пеленайте ребенка плотно, одевайте его в блузки и тапочки, которые не сковывают его движений. Сейчас важно дать ребенку возможность удовлетворить его потребность в движении.

Несмотря на то, что малыш сейчас большую часть времени спит, у него есть большая потребность в движении. Если вы думаете, что малыш находится в состоянии покоя из-за того, что он много спит и лежит неподвижно, то вы ошибаетесь. На самом деле он много двигается. Слушайте, как ваш ребенок дышит во время сна. Вы обнаружите, что его дыхание нерегулярное. Паузы между вдохом и выдохом могут длиться до 7 секунд. Возникает кислородный голод и .. начинается двигательная активность. Только в этом случае он проявляется тремором. За одну минуту можно сосчитать до шести таких пауз и толчков. Получается, что примерно 50% времени ребенок фактически проводит в движении, в результате чего частота сердечных сокращений увеличивается, органы и ткани лучше снабжаются кислородом, а обменные процессы протекают интенсивнее.

Что ребенок уже знает

Нервная система малыша еще не полностью сформирована, поэтому теперь он может в основном выполнять два типа движений. Вы уже знаете одно: это движения, основанные на безусловных рефлексах. Другой тип — спонтанные и нерегулярные движения рук и ног. Теперь ваш малыш может раздвигать пальцы, непроизвольно двигать пальцами ног, особенно большим, корчить рожи, периодически высовывать язык. Эти движения связаны с повышенной активностью подкорковых отделов головного мозга.

Перемещая руки и ноги, ребенок, с одной стороны, укрепляет мышцы, в основном мышцы-разгибатели (ведь пока мышцы-сгибатели не напряжены, значит, его конечности согнуты). С другой стороны, ребенок постепенно осваивает намеренные движения, хотя сначала для нас это не очевидно. Специально справиться с ребенком, стимулировать его физические нагрузки — это необходимо. С двигательной активностью неразрывно связано не только физическое развитие ребенка, но и развитие его мозга, психики и интеллекта.

Третья неделя

Как видит ваш малыш? А что он видит?

До недавнего времени ученые считали, что новорожденные в первые дни жизни смотрели, а не видели. Оказалось, что это не так. Дети видят, но по-своему — мир им кажется очень маленьким. Он включает только то, что находится рядом.

Ребенок воспринимает жизнь вокруг себя как быструю смену кадров в старом фильме. Кроха наблюдает за движением предметов, но пока не может проследить их путь. Ребенок фиксирует только начальное положение предмета, затем его исчезновение и появление в другом месте.

Если в первые несколько недель жизни глаза ребенка скользили по вашему лицу, время от времени останавливаясь не более чем на несколько секунд, то теперь ребенок учится лучше сосредотачиваться. Возможность сфокусировать взгляд на неподвижном или движущемся объекте появится позже, а пока еще чаще он просто скользит по вашему лицу.

Ребенок хорошо умеет различать свет и тьму. Если глаза малыша закрыты, он моргает при ярком свете и плотнее закрывает веки. Ребенок умеет не только видеть предметы в непосредственной близости, но и различать их по форме и размеру. Детям особенно нравится рассматривать предметы округлой формы и контрастных цветов. А лица родителей — лучший объект для пристального взгляда ребенка. Вы, наверное, уже заметили, что ваше лицо его больше привлекает.

Если вам порой кажется, что глаза малыша прищуриваются, не спешите волноваться, так как периодическое притупление глаз в этом возрасте — нормальное явление. Поскольку младенцы не смотрят двумя глазами одновременно, визуальное изображение не попадает в одно и то же место на сетчатке. Это монокулярное зрение — результат недостаточной глубины восприятия. Со временем зрительные образы становятся более четкими, глубина восприятия увеличивается, и ребенок дольше удерживает взгляд сфокусированным.

Британский детский психолог Алан Слейтер и его коллеги из Университета Эксетера считают, что дети обладают врожденным чувством прекрасного и, в сочетании с врожденной способностью узнавать человеческие лица, могут оценить их привлекательность.

Используя научно доказанный факт, что младенцы, как правило, смотрят в сторону объекта, который их больше всего интересует, ученые показали, что младенцы также предпочитают привлекательное лицо.

В качестве таких объектов ученые использовали фотографии взрослых людей, которые по своему усмотрению были отсортированы на более и менее привлекательные.

К удивлению исследователей, дети гораздо дольше смотрят на красивые лица взрослых.

Это позволило британскому исследователю сделать вывод, что понятие привлекательности заложено в мозгу новорожденного. Он предположил, что у ребенка есть какой-то визуальный узор на человеческом лице, который соответствует внешнему виду. Поэтому дети предпочитают смотреть на мордашку, так как она полностью соответствует устоявшемуся «прототипу».

Но что бы ни говорили ученые, самое красивое лицо младенцев — это лицо матери. И здесь не нужно никаких экспериментов.

До недавнего времени ученые считали, что младенцы не могут смеяться. Считалось, что детская улыбка — это просто непроизвольное подергивание мышц. Но японские исследователи обнаружили, что новорожденные начинают смеяться через 17 дней после рождения. Это открытие показывает нам, что почти сразу после рождения младенцы могут проявлять эмоции.

Ребенок может пробовать на вкус. Если капнуть ему на язык свежую воду, малыш будет с удовольствием сосать и чмокать его губами. А если вы съели каплю чего-то горького или кислого, это вызовет у него негодование: он морщится, покраснеет, подергивает руками и ногами, может даже заплакать.

Ребенок также воспринимает все запахи. Почувствовав резкий запах, ребенок хмурится, закрывает глаза, чихает.

Игра

Когда ваш ребенок расслаблен или находится в спокойном и сосредоточенном состоянии, попробуйте поиграть с ним лицом к лицу».

Держите ребенка на руках в вертикальном положении (в этом положении дети более осторожны) и отодвиньте его от себя, а затем ближе. Постарайтесь определить, на каком расстоянии от вашего лица малышу удобнее всего находиться, тогда вы увидите, что его взгляд становится сфокусированным. Таким образом вы сможете привлечь его внимание на несколько минут.

Массаж

Каждый ребенок может найти свою пахнущую маму!

В научном эксперименте младенцев несли к груди нескольких матерей, и каждый достигал только материнской груди, независимо от того, было ли молоко.

С этой недели вы можете начать делать своему ребенку массаж. Массировать малыша нужно каждый день. Продолжительность каждого сеанса массажа должна составлять от 30 секунд до 2 минут. Массаж проводится идеально чистыми и теплыми руками в виде последовательных поглаживаний, растираний, разминаний и легких ласк по различным частям тела ребенка. При этом направление движения должно совпадать с направлением лимфотока, то есть руки следует массировать от кисти до плеча, подмышек и ног — от ступни до бедра. В этом случае массаж оказывает воздействие не только на поверхностные и глубокие ткани, но и рефлекторно на организм в целом.

Пятилетние дети могут практически полностью себя обслуживать и обладают следующими навыками:

  • Чистить зубы;
  • Помыть руки;
  • Одевание и раздевание;
  • Застегивается на пуговицы, молнии;
  • Завязываются шнурки.

Навыки самообслуживания

Мелкая моторика

На этом этапе развития у ребенка должна быть хорошо развита моторика. Таким образом, ребенок должен уметь:

  1. Правильно держите карандаш (ручку, кисть) и используйте его с необходимой силой нажатия;
  2. Раскрасьте изображение, не выходя за рамки предмета;
  3. Нарисуйте фигуру по ячейкам;
  4. Лепить из пластилина мелкие детали;
  5. Свяжите и развяжите шнурки.

Оцените статью
Блог про возраст