- Развитие психики ребенка в 4-5 лет
- Интеллектуальная сфера
- Внимание
- Память
- Мышление
- Восприятие
- Воображение
- Речевая сфера
- Эмоционально-волевая сфера
- Игровая деятельность
- Игры и игрушки для детей 4-5 лет
- Коммуникативная сфера
- 3. Познавательная деятельность и развивающие занятия.
- 3.1. В области ознакомления с окружающим миром
- 3.2. В области элементарной математики
- 3.3. В области развития речи
- Как воспитывать детей 4-х лет
- Темперамент малыша
- Сангвиник
- Меланхолик
- Флегматик
- Холерик
- Тестируем знания ребенка 3-4 лет
- Математические представления
- Развитие речи
- Окружающий мир
- Память и внимание
- Логическое мышление
- Развитие мелкой моторики рук
- Игры
- Роль дошкольных учреждений
- Что должен уметь ребенок в 4 года
- Поведение детей разного темперамента
- Меланхолики
- Сангвиники
- Холерики
- Речь
- Какие звуки уже произносит?
- Упражнения
- Мультики
- Говорим, думаем, понимаем, мыслим
- Трудности возраста
- Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет
- Особенности умственного развития ребенка в 4 года
Развитие психики ребенка в 4-5 лет
Этот возраст — переход от раннего детства к детскому саду.
Ребенок активно развивается, познает мир, с удовольствием общается со взрослыми и сверстниками и задает много вопросов родителям.
Он начинает осознавать себя в этом мире. Его самооценка продолжает расти.
Ребенок старательно повторяет поведение, за которое его хвалят взрослые. Для него важно, чтобы его считали хорошим.
В это время быстро развиваются мыслительные когнитивные процессы: память, внимание, восприятие, мышление, воображение. Они становятся более осознанными, произвольными.
Кроме того, формируются волевые черты характера.
Четырехлетний ребенок начинает испытывать глубокие чувства. Научитесь сопереживать другим. Его личность основана на моральных представлениях.
Интеллектуальная сфера
Дети 4-5 лет с удовольствием осваивают творческую деятельность. Им очень нравится рисовать, формировать фактуру, работать с аппликациями. Они могут достаточно точно и подробно представлять предметы.
Уровень развития интеллекта в этом возрасте уже таков, что дети могут сочинять сказку, песню или изобретать детские стишки на слово.
В 4 года отношение ребенка к объективному миру меняется. Раньше он изучал среду в той форме, которая существует вокруг нее. Сейчас ребенок учится трансформировать предметы и создавать что-то новое.
Четырехлетний мужчина способен мыслить, однако временами делать неправильные выводы. Поэтому без наставления взрослых в этом вопросе ему не обойтись.
Теперь он может накапливать знания по тем предметам, которых никогда не видел (например, о далеких странах). Также он приобретает отношение к этим знаниям (например, начинает бояться хищников).
Взрослые дети от 4 до 5 лет являются авторитетными и неисчерпаемыми источниками самой разнообразной информации. Поэтому дети становятся маленькими и без устали задают вопросы обо всем на свете.
Внимание
Внимание становится более устойчивым и произвольным, чем раньше.
Теперь дети могут заниматься с концентрацией около 15-20 минут. Хотя во время интересной игры они могут погрузиться в процесс гораздо дольше этого времени.
У некоторых детей в голове уже может быть простая инструкция.
Чтобы помочь развить внимание, вы можете научить ребенка думать вслух во время выполнения задания.
Память
Произвольное вспоминание развивается в 4-5 лет. Теперь ребенок может вспомнить изображение, хотя и без точных деталей и времени.
Формируется и преднамеренное запоминание. Детям легче сохранить что-то в памяти благодаря четкости задания и хорошей мотивации. Например, они могут легко запомнить правильный набор игрушек для игры.
Четырехлетний ребенок легко выучит стихотворение. Но для этого необходимо, чтобы он понимал смысл текста.
Мышление
В 4-5 лет продолжает развиваться наглядно-образное мышление. Визуализация по-прежнему важна для детей, но они уже успешно играют с игрушками-заменителями (например, камешками вместо машинок). Кроме того, теперь они могут использовать схематические изображения для решения проблемы (например, построить узор по схеме или пройти через лабиринт).
Четырехлетний ребенок умеет предвидеть событие или явление. То есть он может сказать, что произойдет с объектами, по их взаимодействию друг с другом. Например, если вы толкнете чашку об пол, она сломается.
Дети 4-5 лет могут находить различия и сходства между предметами. Они также могут собрать изображение из 4 частей, не глядя на образец.
Восприятие
Ребенок активно улучшает свое восприятие.
Научитесь измерять, сравнивать объекты, накладывая и склеивая их вместе.
Знание
- цветы,
- формы
- геометрические фигуры,
- ценность,
- время (время суток, время года),
- пробел (вверх, вниз, далеко, близко),
- вкус (соленый, кислый, горький, сладкий),
- запах
- качество поверхности (гладкая, мягкая, шероховатая и т д),
- звук.
Воображение
В этот период значительно развивается воображение.
Ребенок может что-то изобрести по собственному желанию. Его образы настолько яркие и живые для него, что он верит в их существование.
В 4-5 лет у детей могут появиться страхи. Это связано с большой впечатлительностью и богатой фантазией. Это нормальная особенность развития психики.
Речевая сфера
Развиваются языковые навыки.
Улучшились дикция и произношение звука.
Ребенок активно пользуется речью, его словарный запас сейчас около 2000 слов. Он может общаться и полностью выражать свои мысли. Может описать объект, описать эмоции, рассказать краткий текст и ответить на вопросы о нем.
Четырехлетний ребенок правильно употребляет предлоги и учится строить сложные предложения. Он также пытается выделить предложения, которые имеют смысл на интонационном уровне.
Эмоционально-волевая сфера
В этот период эмоциональная сфера значительно развивается.
Чувства ребенка становятся более глубокими и устойчивыми. Например, радость общения превращается в чувство симпатии и ласки. В свою очередь, они формируют нравственные чувства: доброту, чувство дружбы и т.д.
Дети учатся сопереживать другим людям.
При этом все по-прежнему борются за независимость. Но теперь неудачи могут их сильно огорчить. Если это происходит часто, дети могут чувствовать себя неуверенно и бояться неудачи.
Игровая деятельность
Четырехлетний ребенок очень хочет общаться и играть со своими сверстниками. При этом его больше не интересуют только «совместные игры». Теперь ему нужен полноценный товарищ по играм.
Во время игр дети разбираются в тонкостях общения. Спорят, мирятся, помогают друзьям.
В игре появляются первые тематические РПГ. Кроме того, детям теперь интересно общаться со сверстниками своего пола.
Например, девочкам нравится играть в магазине, или мать и дочь вместе, а мальчики объединяются, чтобы играть в моряков или солдат.
Игры и игрушки для детей 4-5 лет
Как и в любом другом возрасте, игрушки должны соответствовать возрасту ребенка. Это максимизирует его навыки и способности во время игры.
Вот игрушки, которые понадобятся ребенку 4-5 лет:
- для развития мелкой моторики — Лего, конструкторы, пазлы, шнуровка, мозаика и так далее;
- для формирования крупной моторики — подвижные игры с большими игрушками (куклы, булавки, машинки);
- спортивные игрушки: мяч, скакалка;
- детский транспорт: велосипед, самокат, байк без педалей;
- для ролевой игры — набор врача, продавца, парикмахера, чемодан с инструментами и др.;
- для творчества: карандаши, краски, аппликации, пластилин, детские ножницы, мольберт.
Чтение сказок и стихов тоже очень полезно. После прочтения стоит обсудить действия героев, узнать мнение ребенка о них. Отличный вариант игры — разыгрывать сказки с помощью кукол или фигурок.
В этом возрасте компьютерные игры еще не рекомендуются.
Коммуникативная сфера
Общение со сверстниками очень важно для четырехлетнего ребенка. Ему уже недостаточно играть со своими игрушками в одиночку или в компании родителей.
Ребенок хочет, чтобы его узнавали в кругу сверстников.
За это время появляются первые друзья. А в группе ребят появляются первые лидеры и соревнование.
Общение со сверстниками связано с игрой и другой совместной деятельностью.
А когда они разговаривают со взрослыми, дети учатся говорить о вещах, не имеющих отношения к конкретной ситуации. Они стремятся задать как можно больше вопросов и на все получить ответы.
3. Познавательная деятельность и развивающие занятия.
Что должен знать и уметь четырехлетний ребенок и чему его можно научить в будущем?
3.1. В области ознакомления с окружающим миром
Четырехлетний ребенок должен знать и уметь:
- ваше имя и фамилия, адрес, имена родителей, ваш город;
- осматривать помещения своего дома;
- просматривать детские книжки с картинками;
- определить диких и домашних животных, некоторые деревья, одежду, мебель, посуду.
Знание того, что вас окружает, помогает вашему ребенку развиваться. Это знание изменений природы, работы транспорта, работы людей, пеших прогулок и многого другого. Все, что интересует ребенка, можно наблюдать и обсуждать. Можно найти сотни ответов на вопрос «почему.
интересно проводить простейшие эксперименты. Например, опыт «Почему вода в ведре замерзла на морозе».
С 4-х лет следует учить группировать знакомые предметы по их назначению (чашка, тарелка, блюдце — плоские), то есть делать обобщения.
3.2. В области элементарной математики
Ребенок уже умеет:
- сравнивать количество предметов в группах до 3-х по баллу, применению, перекрытию;
- группировать предметы по цвету, размеру и форме;
- различать и называть геометрические формы: круг, квадрат;
- понимать выражения: «вверху — внизу», «впереди — сзади», «слева — справа», «вверх», «вверху — внизу»;
- различать и называть день, ночь, утро и вечер, а также времена года и их признаки.
Поскольку концепции «один» и «множество» уже сформированы, вам следует перейти к новым концепциям «по одному» и «нет», а также освоить счет до 5.
пора научить ребенка разбираться в вопросах «Это то же самое?», «Что больше (меньше)?»; ответьте на вопросы фразами: «Я кладу по ягоде на каждый лист. Листьев больше, но меньше ягод» или «Листьев столько, сколько ягод».
Понятие размера не должно ограничиваться только понятиями «большой — маленький». Необходимо познакомить ребенка с понятиями «широкий — узкий», «длинный — короткий», «высокий — низкий».
Новые геометрические фигуры, которые следует представить ребенку, — это прямоугольник и треугольник. Их нужно научить различать, не надо их называть.
3.3. В области развития речи
Четырехлетний ребенок может:
- использовать в разговоре все части речи, простые предложения из 6-8 слов;
- согласовывать слова по полу, числу и случайности;
- четко произносить все гласные звуки;
- поддерживать беседу со сверстниками и взрослыми;
- кратко рассказать о содержании сюжетного образа с помощью вопросов и предложений взрослого;
- повторить описание знакомой игрушки;
- кратко рассказывает сюжет рассказа;
- запомнить короткое стихотворение.
Выступление этих ребят удивительное и забавное. Четырехлетние дети могут снова и снова придумывать новые слова.
Уроки развития языка разные. Это чтение книг с обсуждением содержания, заучивание стихов наизусть. Наряду со знаменитыми сказками («Три поросенка», «Колосок») и литературными произведениями («Воробей» М. Горького, сказки Г. Х. Андерсена) можно начать читать отрывки из «толстых» книг («Винни» Пух и все, все — все «А. Милн». Не стоит ограничиваться только чтением. Нам нужно начать осваивать пересказ. Сначала по вопросам, а потом в одиночку. В этом случае следует обратить внимание на грамматическую структуру предложений.
Разговоры на разные темы, понятные ребенку описания картин известных художников значительно расширяют кругозор.
Как воспитывать детей 4-х лет
Каким станет ваш сын или дочь, зависит от родителей. Поэтому главное правило родителей — внимательно относиться к ребенку. Совместное времяпрепровождение сближает и укрепляет эмоциональную связь. Ребенок, который чувствует любовь и заботу близких, является правильным примером семейных отношений.
Точных рекомендаций, как воспитывать детей, нет. Каждый ребенок индивидуален. Но есть общие принципы воспитания четырехлетних детей:
- Культурный досуг. Посещайте культурные мероприятия, чтобы познакомить вашего ребенка с миром искусства. Сходите в кино, кукольный театр, цирк, зоопарк, на праздничные городские вечеринки, общайтесь и развивайте воображение.
- Хвала для маленьких и больших случаев. Похвалите даже маленькие победы — это придаст уверенности и понимания того, что ребенок гордится.
- Навыки самообслуживания. Научите их соблюдать правила личной гигиены, пользоваться столовыми приборами, одеваться и раздеваться, выбрасывать мусор в ведра, складывать игрушки обратно.
- Наблюдение врача. Сходите с ребенком на плановые осмотры и тем более, если вы подозреваете какое-либо заболевание. Ребенка следует регулярно осматривать педиатр, офтальмолог, хирург, отоларинголог, кардиолог и эндокринолог.
- Здоровая пища. Придерживайтесь сбалансированной диеты с белками, жирами и углеводами. Частота приема пищи для ребенка 4 лет — 4-6 раз в день.
- Режим. Установите распорядок дня — так вам будет легче контролировать его действия, а ему легче привыкнуть к режиму.
- Полезные игры. Обучайте в игровой форме: делает уроки веселее и проще.
- Живая энциклопедия. Не игнорируйте и не сердитесь на ребенка, который задает вопросы. Четыре года — это возраст «почему», который хочет знать все. Объясните явления, оставаясь терпеливыми и понимающими.
- Найти друзей. Помогите наладить контакт с детьми: дайте советы, как лучше узнать друг друга, пригласите кроху в гости к родителям и друзьям, проведите вместе свободное время.
- Правила без исключения. Установите правила и обязанности в семье, которым должны следовать все члены семьи. Если ребенок нарушает правила, накажите, но без унижения. Договоритесь с родственниками, что в случае наказания вы все будете действовать по одной схеме, без исключения из жалости или непонимания. Ребенок должен научиться нести ответственность.
Темперамент малыша
Не секрет, что дети по-разному относятся к запретам: одни спокойны, другие снисходительны, а некоторые просто становятся неконтролируемыми. Психологи показали, что нет смысла применять один и тот же подход, так как у каждого ребенка разный темперамент. Имея это в виду, можно найти общий язык даже с проблемным ребенком.
Если при воспитании ребенка игнорировать его темперамент, это может вызвать не только непослушание и многочисленные проблемы, но и полную деградацию личности.
было показано, что, хотя в детстве люди часто страдали от жестокого обращения и побоев, они более склонны к алкоголизму и наркотикам. Этим людям сложно общаться со своими сверстниками.
В 3-4 года ребенок уже начинает проявлять темперамент и у него формируется поведение. Психологи помнят о важности различения понятий «темперамент» и «характер». Первый — это тип нервной системы, данный природой, второй — образование, с помощью которого можно компенсировать недостатки темперамента.
Есть четыре типа темперамента. Рассмотрим подробнее каждый из видов.
Сангвиник
Вырастить такого ребенка несложно, так как он всегда в хорошем настроении. Типичные признаки оптимистичного человека:
- отсутствие перепадов настроения;
- подвижность, желание общаться;
- хорошая нервная система, высокая самооценка;
- хороший сон, быстрое пробуждение.
Сангвиники лукавят: они никогда не сделают того, что им не нравится. Родители должны быть осторожны, чтобы безоговорочно не верить всему, что говорит ребенок.
Чтобы научить оптимистичного человека порядку и дисциплине, родителям нужно объяснять им это спокойным тоном, а не кричать. Также не рекомендуется переоценивать сангвиника, так как это может вызвать «звездную болезнь».
Меланхолик
Он отчаянно нуждается во внимании. Дети с таким темпераментом обидчивы, легко расстраиваются, обижаются. Для них крик взрослого приравнивается к физическому наказанию. Меланхоличным людям даровано:
- чувствительность;
- быстрая утомляемость;
- сложно адаптироваться к новым условиям.
Родители меланхолика не должны наказывать его за медлительность, стыд перед окружающими.
Флегматик
Такой ребенок бывает разным:
- отсутствие эмоций;
- медлительность;
- возможность спать более 9 часов.
Исходя из этой характеристики, родителям не рекомендуется устно объяснять потребности ребенка, пассивно проводить с ним время. Чтобы в дальнейшем ребенок не рос инертным, его нужно вовлекать в активные игры и на собственном примере показывать, как себя вести.
Холерик
Ребенок с таким темпераментом — вечный двигатель. Он должен быть постоянно в движении, но редко что-либо завершает.
На фоне других разгневанных людей выделяется:
- эмоциональность;
- подвижность и шум;
- тревожный сон.
Если вы не имеете дело с рассерженным человеком, из него вырастет чрезмерно эмоциональная, агрессивная и асоциальная личность. Для того, чтобы он начал подчиняться, нельзя быть с ним агрессивным и чрезмерно покровительственным. Если холерик начинает плакать или кричать, родители должны говорить спокойным тоном. Основная задача взрослых — уравновешиваться в конфликтах с ребенком.
Каждый ребенок смешивает 2 темперамента. Какой тип будет доминирующим, зависит от образования.
Тестируем знания ребенка 3-4 лет
Наверное, каждый современный родитель пытается понять, что ребенок хорошо знает, что очень хорошо и на что следует обратить внимание. Но чтобы проверить знания и умения ребенка, родителям необходима информация о том, что должен знать ребенок 3-4 лет.
Математические представления
В три-четыре года ребенок должен уметь считать до пяти, показывать соответствующее количество пальцев на руке (счетные палочки или другие предметы в пределах пяти);
И также считается в обратном порядке от пяти до одного;
При подсчете предметов используйте порядковые числа (первое, второе, третье) и количественные числа (один, два, три)
Уметь записывать числа от одного до пяти, уметь их писать;
Назовите предыдущий и следующий номер для данного номера;
В этом возрасте следует научить ребенка сравнивать количество предметов, используя слова «плюс», «минус», «равно»;
Возможность перемещаться в пространстве и на листе бумаги (верх-низ, верх-низ, право-лево, центр, середина)
Ребенок должен свободно ориентироваться в таких понятиях, как «большой-маленький», «длинный-короткий», «широкий-узкий», «высокий-низкий»;
Знать следующие геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал и уметь их рисовать;
а также соотносить эти геометрические формы с предметами соответствующих форм;
уметь различать предметы по форме, размеру и цвету
знать геометрические тела шара и куба, различать предметы в форме шара и куба.
Развитие речи
Ребенок 3-4 лет должен понимать речь взрослого.
В 3–4 года ребенок учится правильно употреблять имена с предлогами: внутри, наверху, на, внизу, наверху, вокруг, между;
Различайте и назовите части предметов: дверь, окно, крышу возле дома; у машины есть кабина, кузов, колеса, двери, руль;
Вы знаете наизусть небольшие стихи, героев сказок, учитесь рассказывать короткие сказки, учитесь составлять рассказ на основе изображения из 3-4 предложений;
Научите ребенка использовать в речи общеупотребительные фразы.
Ребенок должен уметь использовать вежливую форму обращения к взрослым: входите, давайте, берите, а также используйте вежливые слова: здравствуйте, спасибо, пожалуйста;
Словарь должен быть более 1500 слов.
Вы можете использовать заметки о развитии языка с детьми 3-4 лет.
Окружающий мир
В три-четыре года ребенок должен различать диких и домашних животных, давать имена своим щенкам, знать, где они живут, что едят;
Иметь базовые знания о птицах, рыбах, насекомых, знать и уметь называть разных представителей каждого вида;
Выучите названия сезонов, узнайте их последовательность и знаки;
Различают фрукты, овощи, грибы, ягоды, имеют элементарные представления о них, об их признаках, знают, что и где растет;
Выучите названия дней недели и времени суток: утро, день, вечер, ночь и уметь их идентифицировать;
Несовершеннолетний должен знать свою фамилию, имя, а также имена и фамилии своей семьи и название населенного пункта, в котором он проживает;
Мальчик должен иметь представление о некоторых профессиях: врач, учитель, повар, водитель;
Знать и уметь указывать названия частей тела человека и животных;
Иметь представление об уважительном отношении к природе (нельзя ломать ветки, ходить среди цветников, выбрасывать мусор, обижать животных);
Знать правила безопасности (нельзя оставлять взрослых, выходить на улицу без взрослых, прикасаться к горячим предметам, принимать таблетки);
Обучение, чтобы помочь взрослым навести порядок.
Память и внимание
Ребенку трех-четырех лет необходимо сохранять внимание 10-15 минут;
Найдите отличия между похожими изображениями;
Запоминать и воспроизводить несколько слов, движений, ритмов;
Умение рассказывать сказку, мультик наизусть;
Воспроизведите события текущего и прошедшего дня.
Онлайн-игра «Повторить» отлично подходит для тренировки памяти и внимания»
Логическое мышление
В трех-четырехлетнем возрасте ребенок должен уметь объединять предметы в группы по цвету, размеру, форме;
Умение объединять предметы в логические пары (нитка-игла, кисть-краска);
В группе предметов уметь найти лишний (яблоко, груша, апельсин, огурец);
Научитесь определять последовательность событий (семя-бутон-цветок);
Сложите вырезанное изображение из 4-6 частей.
Некоторые каламбуры подходят для тренировки логического мышления
Развитие мелкой моторики рук
В три-четыре года ребенок должен уметь адекватно держать в руке карандаш, кисть;
Научитесь рисовать простые и легкие рисунки;
Уметь рисовать круги, линии, простые рисунки;
Научитесь растушевывать рисунок в разные стороны, не выходя за границы;
Научите действиям ножницами: держите правильно, отрезайте по прямой, отрезайте по намеченному контуру;
Чтобы научиться выполнять простую аппликацию, распределите клей по готовым деталям и приклейте его в намеченном месте;
Научитесь вырезать из пластмассы шарики и сосиски, соединять их вместе;
Рекомендую развивать мелкую моторику вашего ребенка с помощью игр.
Игры
Детское воображение развивается в играх. Игры уже становятся РПГ, моделированием, групповыми играми.
Теперь дети могут развлекаться самостоятельно, без помощи взрослых.
Обычно они заранее придумывают довольно сложные сюжеты, распределяют роли, определяют правила и строго следят за их выполнением.
То есть ребенок приобретает много навыков в процессе игры. Научитесь общаться со сверстниками, стремитесь держать эмоции под контролем, соблюдать правила (в данном случае правила игры, потом пригодятся в жизни).
Дети часто копируют взрослых в своих играх. Дети открывают для себя мир человеческих взаимоотношений, социальные функции людей и различные виды их деятельности.
очень важно относиться к детской игре как к чему-то очень серьезному. Родители должны делать все возможное, чтобы побуждать своих детей играть.
Роль дошкольных учреждений
Стоит отметить, что наилучших успехов в обучении можно достичь при тесном и доверительном сотрудничестве семьи и дошкольного учреждения, поскольку коллектив детских садов учитывает возрастные особенности детей 4-5 лет. Родительское консультирование — один из способов такого взаимодействия. Взрослые члены семьи должны иметь хотя бы минимальную психологическую подготовку, чтобы лучше понимать своего ребенка. Еще один способ охарактеризовать возрастные характеристики детей 4-5 лет — это встречи с родителями. На нем педагоги и детский психолог вместе со взрослыми членами семьи могут изложить основные принципы обучения и обсудить все интересные и спорные вопросы.
Что должен уметь ребенок в 4 года
«Я могу это сделать самостоятельно!» ваш ребенок кричит, когда вы одеваете его утром (или когда она чистит зубы, помогает накрывать стол или что-то делает). По мере развития моторики вашего ребенка он, скорее всего, оттолкнет ваши руки и захочет что-то сделать самостоятельно.
К четырем годам ваш ребенок должен научиться одеваться самостоятельно, хотя застежка-молния и пуговицы его все еще могут расстраивать. Чтобы ускорить процесс, попробуйте смешать в ее гардеробе удобную одежду, например, брюки с эластичным поясом или обувь с липучкой.
Поведение детей разного темперамента
Взрослые отмечают, что дети одного возраста могут по-разному реагировать на одни и те же слова, что и их родители. Некоторые начнут плакать, некоторые будут тихо слушать, а некоторые устроят большую истерику. На самом деле к каждому ребенку нужен индивидуальный подход, ведь все люди (даже самые маленькие) разные, со своим темпераментом и характером. Если вы найдете подход к ребенку, исходя из его темперамента, то сможете справиться даже с самыми капризными и проблемными детьми.
Если применять ко всем детям одинаковый родительский подход, это чревато серьезными психологическими проблемами в будущем. Ребенок будет вести себя неадекватно, проявлять агрессию, в будущем может произойти деградация личности. Метод наших бабушек и дедушек, когда всех детей можно было хлестать ремнем и сажать в угол, не работает.
Авторитарные и деспотические родители даже не пытаются услышать своего малыша, а практически самостоятельно его перестраивают, ломая при этом хрупкую психику. Человек, который в детстве подвергался жестокому обращению, унижению или избиению со стороны родителей, скорее всего, пристрастился к алкоголю, никотину или запрещенным наркотикам. Этим людям сложно найти общий язык с окружающими, часто у них нет личной жизни.
В 3-4 года у ребенка уже начинает формироваться собственный темперамент. Психологи разделяют понятия «темперамент» и «характер». Темперамент — это тип поведения, присущий человеку от рождения от природы, а характер формируется через воспитание.
Есть четыре типа темпераментов:
- меланхолия;
- здоровые люди;
- злые люди;
- флегматик.
В чистом виде темпераменты практически не встречаются. Обычно в человеке бывает смесь нескольких типов, например, 80% холерика и 20% крови. Дети с разным типом преобладающего темперамента по-разному реагируют на одну и ту же ситуацию. Различия особенно заметны в тех случаях, когда дети не получают желаемого.
Меланхолики
Эти дети требуют особого внимания к своей персоне. Они резко реагируют на любой комментарий, а повышение голоса приравнивается к физическому наказанию. Меланхоличные люди очень чувствительны, их легко травмировать. Таким детям ни в коем случае не должно быть стыдно перед посторонними людьми. Для меланхоликов даже просто находиться среди большого количества детей и взрослых — серьезный вызов. Поэтому им сложно и болезненно адаптироваться в детском саду. Не нужно требовать выдающихся результатов, достаточно, чтобы ребенка окружали посторонние люди.
Сангвиники
Как правило, дети с доминирующим темпераментом оптимистичной личности не доставляют родителям особых проблем. Они почти всегда в хорошем настроении, без резких перепадов настроения. Если ребенок на что-то злится, он не устроит истерику и не будет кататься по полу. Хорошо взаимодействует с другими детьми в коллективе, любит активные игры, не имеет проблем со сном, что благотворно сказывается на состоянии нервной системы.
Из недостатков оптимистичных детей можно сказать, что они довольно проницательны. Если ребенок не хочет делать то, что от него просят, он этого не сделает. Основная ошибка родителей заключается в том, что они верят ребенку на слово и следуют его примеру. Если проигнорировать этот нюанс, ребенок вырастет и станет обманщиком. Родители должны спокойно воспитывать оптимистичного человека, не кричать и не ругать, но ребенок должен выполнять их желания и требования. Также не стоит переоценивать ребенка, иначе он может заболеть «звездной» болезнью. Вы должны хвалить свои поступки и поступки, и не только так.
Очень интересно: детей можно обмануть — мнение психологов
Холерики
Всегда активен, куда-то бегает, хватается за любую деятельность, но также быстро сдаётся. Для них характерна повышенная эмоциональность, часто возникают проблемы с засыпанием. Очень важно правильно воспитать ребенка-холерика, иначе он может стать неуравновешенным и озорным человеком. Основные ошибки родителей:
- агрессивный настрой;
- чрезмерно опекающий.
Когда маленький холерик выходит из-под контроля, начинает плохо играть и разрушать весь дом, нужно постараться сохранять спокойствие и не повышать голос. Не надо давить, принуждать, навязывать свое мнение. Желательно заранее договориться о некоторых вещах и обсудить запреты.
Речь
Четырехлетний дошкольник постоянно расширяет словарный запас, экспериментирует с произношением, путает слоги и ударение.
Какие звуки уже произносит?
В этом возрасте ребенок уже может произносить более сложные буквы, такие как «s», «z» и «c».
Выучив новую букву, он пытается поделиться этими знаниями со сверстниками и поправляет их, если чувствует, что слово произносится неправильно.
Произношение часто невнятное: «p» заменяется на «l», «u» — на «s». Однако все это относится к норме.
Ссылка! Логопеды рекомендуют начинать занятия по совершенствованию дикции не ранее, чем через 5 лет.
Упражнения
Правда или ложь?
Покажите ребенку изображение животного или предмета и попросите его угадать, что вы сказали правду, а что нет. Например, на картинке изображена лошадь, спросите: она быстро бегает? (действительно) он может летать? (неправда) и так далее
Это не может быть!
Это упражнение научит вас замечать логические несоответствия в рассказе. Предупредите своего малыша, что вы расскажете ему историю, и он должен остановить вас и сказать: «Этого не может быть», когда он увидит что-то невероятное. Например, прочтите рассказ: «На улице зима, приближается новый год, на клумбе распускаются цветы».
Какое сейчас время года?
Найдите описательные стихи или рассказы о временах года. Расскажите ребенку и попросите его угадать, о каком времени года идет рассказ.
Мультики
Дети 4-х лет могут включать мультфильмы с более сложным сюжетом и персонажами. Хорошие мультфильмы с музыкальными вставками и песнями, тексты которых легко запомнить и напевать, или образы с поэтическим повествованием. Для этого отлично подойдут советские мультфильмы и классика Диснея.
Говорим, думаем, понимаем, мыслим
Воспоминание дошкольника в возрасте 3–4 лет непроизвольно. Он легко запоминает вещи или события, имеющие яркую эмоциональную или чувственную окраску, и запоминает их надолго. То же самое и с вниманием: его можно привлечь и удержать чем-то интересным, вызывающим яркие эмоции. Мышление в этом возрасте наглядно и эффективно: ребенок понимает и лучше справляется с тем, что ему показывают визуально, а не объясняют в виде словесных инструкций.
Восприятие у ребенка этого возраста по-прежнему объективно. Свойства объекта (цвет, размер, запах, вкус) не передаются самому объекту. Часто ребенок идентифицирует предмет по одному или двум наиболее значимым признакам: небо голубое, оранжевый — оранжевый и сладкий. Малыш сейчас очень осторожен. Он также может обращать внимание на вещи, которые настолько малы, что взрослый не заметил.
Речь ребенка четвертого года жизни шагнула вперед в своем развитии:
- словарный запас может превышать 2000 слов;
- в активном словарном запасе ребенка теперь преобладают существительные, но глаголы и прилагательные;
- предложения становятся обычным явлением;
- появляются сложные языковые конструкции;
- игры и занятия ребенка сопровождаются «разговором с самим собой», что позволяет ему держать в голове конечную цель своей деятельности, а также «делегировать» некоторые действия в своей речи, чтобы не выполнять их в реальности.
Развитию речи способствует рост познавательной и умственной активности, особенно направленной на изучение окружающего мира. Окружающий мир кажется ребенку чрезвычайно интересным, проявляет внимание, анализирует то, что он чувствует, уточняет детали.
Ребенок на четвертом году жизни уже знает:
- общие условия (животные, птицы, растения, игрушки, посуда);
- временное подразделение дня (утро, день, вечер, ночь);
- сезоны и соответствующие им природные явления;
- названия домашних и диких животных, разница между ними;
- названия птиц, рыб, насекомых;
- разделите растения на деревья и (пока) цветы, вы знаете их названия;
- чем отличаются овощи, фрукты, ягоды, грибы, узнайте их названия;
- многие материалы, из которых сделаны окружающие предметы;
- разница между живым и неодушевленным;
- разница между тем, что создано человеком, и тем, что существует в природе.
Такой скачок в общем развитии неизбежно ведет к повышению умственных и логических способностей. В четыре года ребенок способен понимать цепочку действий, понимать, что одно действие ведет к другому (хотя иногда все еще путают причину и следствие), он может придумать простую последовательность действий для достижения определенной цели.
Дошкольник этого возраста уже может:
- добавить изображение, состоящее из 4 частей;
- найти в изображении несоответствия действительности и объяснить его;
- он находит среди множества еще один объект и объясняет, почему он так решил;
- находить сходства и различия между предметами;
- выполнить задание минут 10, не отвлекаясь;
- найти пары предметов;
- найти объект по описанию;
- собирает матрешки из 6 предметов;
- опускайте фигурки в прорези по форме;
- выполнять действия, показанные взрослым;
- сосчитайте до трех (а то и до пяти), сложив пальцы на счете;
- название, показывает основные геометрические формы и цвета радуги;
- сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
- найти пару объектов с заданной характеристикой;
- запомнить буквы алфавита (но вставить их по слогам пока нет возможности).
Трудности возраста
4-5 лет — период относительного затишья после тяжелого трехлетнего кризиса. Ребенок снова становится послушным и гибким.
Но даже в этом возрасте возникают трудности.
Богатое воображение ребенка может вызвать опасения, например, монстры или злые персонажи из сказок. Взрослым не нужно зацикливаться на них. Тем более что страхи ребенка нельзя использовать в образовательных целях, чтобы запугать его.
Кроме того, четырехлетний ребенок очень уязвим и чувствителен. Поэтому родителям важно следить за своими словами. Ведь случайно брошенный неосторожный приговор в адрес ребенка может надолго его обидеть.
детям сейчас очень важно услышать похвалу взрослого, чтобы понять, что они хорошие. Если взрослые не придают значения какому-либо поступку или поступку ребенка, ребенок может серьезно обидеться.
В 4-5 лет легко могут укорениться вредные привычки и недостатки характера. Поэтому важно своевременно их исправлять.
Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет
На этом возрастном этапе могут возникнуть трудности в обучении из-за затяжного кризиса на 3 года. И этому обычно мешают неправильно выбранные способы взаимодействия с ребенком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли ребенка и неспособность понять его потребности и истинные причины поведения с течением времени.
Некоторые родители не принимают во внимание потребности своих детей, которые изменились с возрастом, и продолжают общаться с ними на том же уровне, пытаясь вовлечь их в те же занятия, что и раньше, даже если ребенок может больше не интересоваться ими. Такое отношение не способствует развитию ребенка и обучению новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего ребенка, чтобы понимать, как они могут на него повлиять.
Если родители способствовали развитию самостоятельности ребенка и любезно направляли его действия, то проблем в воспитании ребенка в 4-5 лет и в будущем будет намного меньше.
Особенности умственного развития ребенка в 4 года
Интеллектуальное развитие четырехлетних детей во многом зависит от их окружения. Дети этого возраста любят играть с конструктором, собирать пазлы, а также с удовольствием принимают всевозможные дидактические игры, с помощью которых можно развить память, внимание и подумать о крохах. В детском центре «Созвездие» для детей специально создана среда Монтессори, в которой есть все необходимое для развития детей в соответствии с их возрастом и потребностями.
К 4 годам обычно становится ясно, какой канал восприятия мира у ребенка развит лучше: зрительный (зрительный), слуховой (слуховой) или тактильный (кинестетический). Так, например, одни дети любят слушать музыку и сказки, другие любят смотреть на иллюстрации, а третьи любят лепить. Знание того, в какой форме ребенок воспринимает информацию лучше всего, способствует гармоничному развитию ребенка.
Итак, интеллектуальное развитие 4-летнего ребенка характеризуется следующими навыками и умениями:
- Считайте до 5;
- Знайте несколько цифр и букв;
- Знать основные геометрические формы;
- Сравните статьи;
- Определяет положение в пространстве (спереди, сзади, сверху, снизу, справа, слева, спереди, сзади, сбоку, по центру);
- Собирайте пазлы;
- Провести мероприятия по образцу;
- Находить бесполезное, исправлять ошибки;
- Знайте времена года и их знаки;
- Знайте названия домашних и диких животных, деревьев, овощей и фруктов, транспорта, мебели, посуды, одежды.
Различные игры помогут развить интеллект ребенка, а также весело провести время с семьей.
- Мышление четырехлетних детей образно. Им не нужно видеть это, чтобы думать об объекте. Для этого четырехлетние дети используют образы, хранящиеся в их памяти.
- Память дошкольников тесно связана с эмоциями: дети лучше запоминают, что их поразило.
- В этом возрасте внимание детей становится избирательным и сфокусированным, но четырехлетние дети все еще не могут сосредоточиться на одном деле в течение длительного времени. Поэтому умственная работа обязательно должна чередоваться с физической нагрузкой.
- К 4 годам у вашего ребенка обычно уже есть доминирующая рука. Для нее он рисует, пишет, держит ложку и т.д. Однако развивать мелкую моторику обеих рук все же нужно.