Возрастные особенности детей 3 лет: психология и поведение ребенка

Содержание
  1. Что умею, что могу
  2. Запрещать надо в меру
  3. Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений
  4. Кризис 3х-летнего возраста
  5. 3 года — гигиена
  6. Как не воспитать невротика
  7. Зарядить позитивом
  8. Показать ему, кто он
  9. Показать ребенку мир
  10. Не подвергать насилию
  11. Последовательное воспитание
  12. Настоящее «мужское» воспитание
  13. Причины возникновения
  14. 3 года — речь
  15. Маленькие принцессы
  16. Обиженная красавица
  17. Совершенству тела нет предела
  18. Трудности воспитания
  19. Истерике — быть!
  20. Как себя правильно вести, чтобы упростить взаимодействие и воспитание?
  21. Что делать при проявлениях негативизма?
  22. Как пережить строптивость?
  23. Как справиться с упрямством?
  24. Преодоление своеволия
  25. Протесты и бунт
  26. Что делать при обесценивании
  27. Деспотизм
  28. Примеры совместных игр
  29. Родительские запреты и что за ними кроется
  30. Как взрослым извлечь пользу из такого непростого периода?
  31. Развитие мелкой моторики у детей 3 лет
  32. Развитие памяти и воображения у детей 3 лет
  33. Рекомендации и способы, как взаимодействовать с малышом
  34. Кризис 3 лет: рекомендации родителям

Что умею, что могу

Трехлетний ребенок — маленькая личность, которая уже начинает формироваться. Он достаточно чутко относится к отношению и поведению взрослых, поэтому любая тактическая ошибка в его воспитании может обернуться довольно серьезной проблемой.

В 3 года — это маленькая личность

Если ребенок прожил 3 года, соблюдая определенный режим, установленный порядок не подлежит изменению. Однако сиюминутные смены режима в этом возрасте могут сопровождаться протестом, потому что у ребенка уже есть свои представления о том, что он будет делать в этот момент. Чтобы сгладить эти ситуации, необходимо заранее подготовить ребенка к смене вида деятельности, предупредив его: «А теперь поиграем, купимся».

При составлении режима следует учитывать, что ребенок этого возраста должен спать не менее десяти-одиннадцати часов ночью и не менее полутора-двух с половиной часов днем. Активное бодрствование без признаков переутомления не превышает шести с половиной часов.

При общении с трехлетним ребенком следует учитывать, что из-за особенностей нервной деятельности этого возраста ему сложно быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому не стоит торопиться и добиваться незамедлительного выполнения всех запросов и указаний. Довольно часто дети, которые все время спешат, становятся очень медлительными, так как привыкают к мысли, что они все делают слишком медленно.

Большинству трехлетних детей очень трудно заниматься пассивной и сидячей деятельностью, особенно ждать чего-то или участвовать в какой-либо процедуре, когда взрослый делает все сам (например, носит сложную одежду). Чтобы ребенок не отрицательно относился к подобным ситуациям, необходимо, чтобы ему были поставлены какие-то задания, предложить интересные занятия.

В трехлетнем возрасте ребенок самостоятельно совершает все больше манипуляций со своими вещами, одеждой, предметами обихода. В этом возрасте подобные занятия вызывают у него неподдельный интерес и он готов проявить настойчивость и настойчивость для достижения результата. Очень важно не подавлять это естественное стремление к независимости, проявлять терпение и не мешать процессу, ведь это первый раз, когда ребенок учится преодолевать трудности. Если на этом этапе взрослый проявляет инициативу, делает все за ребенка, в старости может быть очень сложно приучить ребенка к труду, точности, самостоятельности. К трем годам ребенок должен уметь расстегивать пуговицы рубашки или блузки, расстегивать шнурки, знать порядок снятия одежды и аккуратно складывать снятую одежду.

На третьем году своей маленькой жизни ребенок все больше имитирует поведение и действия окружающих его людей. Поэтому общий образ жизни семьи имеет огромное влияние на формирование ее характера и привычек.

Если ребенок 3 года своей жизни присутствует на семейных трапезах, наблюдая за поведением взрослых за столом, нетрудно научить его культуре питания. Обычно в этом возрасте ребенок может протереть губки бумажным полотенцем, надеть и снять бумажный платок, встать из-за стола, поставить стул на место. При этом он уже понимает значение слов благодарности и активно их использует.

Запрещать надо в меру

В процессе истерии очень часто все строится на родительских запретах. Ребенку хочется чем-то заняться или куда-то поехать, но родители запрещают. Да, может быть, это непросто, но в воспитание ребенка нужно вводить психологические запреты. Важно понимать, что родители что-то запрещают, потому что хотят защитить ребенка. Они позволяют малышу позаботиться о себе, успокоиться и развить дисциплину.

правда, сегодня очень часто происходит следующее: родители, выросшие в суровости и имевшие в детстве множество запретов, отвергают эту практику. Ребенку разрешено абсолютно все. Скажем, таким образом можно выявить свободную личность и ни от кого не зависеть. Такие взрослые просто не понимают, что так травмируется детская психика и в будущем им придется перевоспитывать избалованного ребенка.

В этом возрасте детям нужны четкие рамки и правила, чтобы они чувствовали себя в безопасности. А образование без запретов может сделать дошкольников капризными и детскими: они будут прибегать к манипуляциям и провокациям и вряд ли смогут адекватно общаться с другими детьми в детском саду или школе.

Есть еще одна крайность: родственники заходят слишком далеко и запрещают ребенку многое. Одной рукой нельзя ходить, не можешь бегать — падаешь, не прыгнешь — ногу сломаешь, на песок не садишься — простудишься, игрушки не возьмем: чужих детей унесут и так далее. Эти дети растут скромными, нерешительными, спокойными; им будет сложно постоять за себя, и им потребуется постоянное одобрение родителей перед любым действием.

однако за золотую середину нужно бороться. Прежде чем что-то запретить, четко объясните ребенку, почему вы это делаете и к каким последствиям может привести его непослушание. Если поговорить с ребенком в этом возрасте, к 5 годам он уже будет знать, что ему следует делать в той или иной ситуации. А в 6 лет он также будет учить своих одноклассников делать то, что ему объяснили родители. Ваш ребенок перенимает ваш образец для подражания, поэтому научитесь быть идеальным образцом для подражания.

Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

Так или иначе, проявления имеют сходные характеристики у всех детей; Отличается лишь степенью серьезности ключевых особенностей трехлетнего кризиса. Родители описывают общие проявления как изменение поведения и непослушание, скандалы и истерики, слезы буквально по каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов судорожного поведения:

  • Негативизм. Ребенок категорически отказывается выполнять указания взрослых, даже если эта просьба выгодна самому ребенку. При любой просьбе — однозначное «нет».
  • Упрямство. У ребенка кардинально меняются привычки, он не хочет присоединяться к режиму. Ценой скандалов и истерик он пытается завоевать право делать то, что хочет.
  • Упрямство. Ребенок принимает любые решения и строго придерживается этой линии. Его невозможно принуждать, уговаривать или мотивировать к определенным привычным действиям. Он будет рыдать, но явно сохранит свою позицию.
  • Личная воля. Ребенок хочет что-то делать сам, игнорируя предложения или слова родителей.
  • Протест. Особенность этой особенности — буря эмоций по отношению к указанию родителей, что нужно делать. Если родители выбрали или решили что-то за него, ребенок отвергает эти вещи или действия.
  • Амортизация. Ребенок перестает ценить те вещи или действия, которые раньше были для него важны, любимы или дороги. Он может бросать и ломать свои любимые игрушки, звать родителей по имени, спорить с братьями и сестрами, отказываться от любимых угощений.
  • Деспотизм. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и безоговорочного послушания. Если его прихоти не удовлетворяются, за ним следует истерика и крики, топот ног и повышение голоса. Один источник:
    Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманов.
    Возрастной кризис у дошкольников и школьников // Скиф. Проблемы студенческой науки, 2019.

Не все эти признаки могут проявляться одинаково ярко, иногда преобладают некоторые симптомы, которые активируются чаще и которые ребенок использует как инструмент воздействия.

Кризис 3х-летнего возраста

В этом возрасте дети сталкиваются с первым психологическим кризисом в своей жизни. Перестраивается работа нервной системы. Человек начинает осознавать себя отдельным человеком.

Это естественная фаза роста, но, к сожалению, ее прохождение может сопровождаться такими условиями, как:

  • повышенная раздражительность
  • плакать
  • эмоциональная нестабильность
  • нарушения сна
  • проявление невроза
  • проявление речевых нарушений

Трехлетний кризис — сложный и важный этап развития

Ожидается, что родители и учителя поймут, что происходит с ребенком в этот период. Стоит попытаться мягко, но требовательно напомнить ребенку о правилах поведения, отвлечь ребенка, когда он очень расстроен, научиться договариваться с ним. И помните: это пройдет.

3 года — гигиена

В трехлетнем возрасте окончательно закрепляется умение пользоваться горшком. Ребенок четко контролирует свои физиологические потребности и не забывает предупреждать взрослых о необходимости посещения туалета.

Совершенствуются общие гигиенические навыки: ребенок учится мыть руки с мылом, хорошо их ополаскивает, вытирает ладони полотенцем. Помните, что вы должны мыть руки после прогулки и посещения туалета, а также перед едой.

Как не воспитать невротика

5 золотых правил воспитания детей от 3 до 6 лет от психолога, психиатра Евгении Стрелецкой.

Зарядить позитивом

В возрасте 3 лет у ребенка начинается индивидуация, а вместе с ней и новая форма уязвимости. Обостряется тревога, которая носит экзистенциальный характер. Ребенка начинают беспокоить вопросы о жизни и смерти, о смысле своего рождения, он понимает, что может потерять любовь родителей и что его мать может умереть. Важно успокоить это беспокойство, придавая смысл. Как это сделать? Предоставьте как можно больше информации о том, что произойдет в будущем в парадигме изобилия, например, выделите положительные моменты, внушите чувство веры и надежды. Также полезно придать рождению именно этого человека индивидуальный смысл и значимость. Также полезно задать ребенку вопросы о том, как он думает.

Показать ему, кто он

Каждая личность имеет 3 компонента: генетические аспекты (биологические, данные природой), социальные и психологические факторы (в зависимости от образования). Вы должны узнать, идентифицировать и назвать ребенка, данного ему природой, генетическими и неизменными чертами и характеристиками. Необходимо назвать характеристики, придающие им положительную окраску, делая это по 5 секторам самооценки.

Суть воспитания — создать психически здорового человека, а это человека, который будет знать и уметь использовать свои сильные стороны характера.

Показать ребенку мир

В это время ребенок получает множество идентификаций от родителей, которые являются для него идеальными объектами любви и образцами для подражания. Рассказывая ребенку, что хорошо, а что плохо, можно откровенно руководствоваться его представлениями, после подросткового возраста он снова исправит их самостоятельно. Чем больше фигурок у ребенка для идентификации, тем богаче будет его репертуар взрослых отношений. Также важно показать ребенку мир в форме разнообразных переживаний.

Не подвергать насилию

Корень психологической эксплуатации ребенка — это попытка удовлетворить свои эмоциональные потребности за счет ребенка. Я расскажу, как этого избежать.

Последовательное воспитание

Правила и запреты всегда должны быть предсказуемыми, терпением научить ребенка планировать, откладывать удовольствие. Ребенок должен уметь принимать критику

Настоящее «мужское» воспитание

Парню должно быть очень важно осознавать, что он мужчина. Он должен понимать, что он сильный, смелый и добрый, как и папа. В 3 года мальчик начинает активно подражать отцу, ему должно быть комфортно с отцом. Мама должна понимать эту особенность мальчика, давая мужчинам возможность чаще бывать вместе. Им нужно больше свободного места, потому что они более активны. Важно не занижать самооценку мальчика, не использовать негативные эпитеты: «трус», «слабый».

На улице придется больше времени проводить за активными играми. Трехлетнему ребенку следует предоставить больше независимости под бдительным присмотром родителей.

Упрямство и упрямство
Упрямство и упрямство чаще всего проявляют мальчики

Мама может научить малыша открывать дверцу, помочь нести сумку с покупками из магазина, выполнять несложные задания, малыш будет рад этим нововведениям. Быть полезным и нужным — это хорошо.

Небольшой совет для мамы: чтобы выявить в мальчике качества, присущие мужчине, иногда приходится притворяться слабым и беспомощным, чтобы ребенок показал себя.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возрастных припадков. Выделены некоторые влиятельные причины трехлетнего кризиса и факторы, которые можно проследить в определенных ситуациях.

  • Характеристики темперамента ребенка. Дети со слабым или нестабильным типом нервной деятельности чаще испытывают приступ с наиболее острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или меланхоличным детям. Кровавые и флегматичные люди менее подвержены судорожным изменениям.
  • Авторитарное воспитание — еще один фактор, способствующий тяжелому дошкольному кризису. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводят к бурным протестам.
  • Повышенное беспокойство родителей и чрезмерная забота о ребенке (чрезмерная опека). Желания и желания ребенка подавляются из-за чрезмерной заботы о своем здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, они все делают за него.
  • Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелые хронические заболевания влияют на реакцию детей.
  • Семейные конфликты. В этом случае психологи дают рекомендации родителям: не мешать ребенку во взрослых проблемах, уберечь его от выяснения родительских отношений и негатива.

3 года — речь

На третьем курсе происходит заметный скачок в развитии активной речи: ребенок говорит полными предложениями, может рассказывать о событии, пересказывать услышанное, разучивать короткие детские стишки. Обычно он уже знает все части речи, а словарный запас составляет около полутора тысяч слов.

В 3 года активно развивается язык
В 3 года активно развивается язык

Развитие речи сопровождается умением делать простые логические выводы о происходящих событиях и собственных наблюдениях.

Увеличивается привязанность к родителям и другим членам семьи, появляется осознанное чувство любви. Общение с близкими становится огромным источником удовольствия и радости. Развиваются более сложные эмоции: способность сочувствовать, сожалеть, сопереживать.

Нормальное умственное развитие ребенка неотделимо от физического аспекта воспитания.

Маленькие принцессы

Девочка, в отличие от мальчика, интенсивнее развивается, ее чувства и эмоции обостряются. С девушками проще связываться, только здесь нужно учитывать их хитрость. Идеал и пример для девочки — мама, они вместе находят много тем для разговоров: обсуждения кукольных нарядов, рецепты вкусной выпечки, уход за комнатными цветами. Роль отца в воспитании дочери — положительно влиять на ее общение с противоположным полом. Необходимо постоянно следить за стремлениями и способностями дочери, способствовать ее максимальному развитию.

Что такое упрямство
Упрямство: как оно проявляется

Обиженная красавица

Воспитание — это значительный вклад в развитие своего ребенка, от этого вклада зависит характер и отношение к окружающему миру.

И если вы не начнете серьезно заниматься воспитанием ребенка с 3-х лет и после этого срока, иначе всегда есть шанс полностью испортить своего ребенка. В любом случае детей следует воспитывать в полноценной семье, где царят любовь и согласие. Дочь должна подготовиться к будущей роли матери и увидеть любимого человека в роли отца, а если в семье нет мужчины, то такая ситуация может передаваться по наследству. Неприятие супруга и развод — проблемы, уходящие корнями в глубокое детство. Для девочки нужно выбрать свой уникальный ключ, который поможет вам открыть ее сердце родителям, ведь главное — доверие к семье.

Негативизм - главное проявление кризиса
Негативизм — главное проявление 3-х летнего кризиса

Совершенству тела нет предела

Если 3-летнего ребенка не сковывали в движениях, он достаточно ходил, играл со сверстниками, его физическое развитие происходило естественным образом. Значительный прогресс достигнут на третий год:

  • ребенок уверенно ходит не только по травянистым и каменистым дорожкам, но и по;
  • умеет садиться с горок и спускаться с них;
  • хорошо перепрыгивать и перепрыгивать препятствия, прыгать с небольшой высоты;
  • ловит мяч обеими руками;

Всем этому способствуют подвижные игры, правильная (не суживающая) одежда, игра с мячом, езда на велосипеде. Физическое развитие напрямую влияет на характер ребенка: он становится увереннее, смелее, умнее, настойчивее.

Трудности воспитания

Родители часто бывают шокированы изменениями, произошедшими с их ребенком. Его вкусы начинают меняться, раздражают его любимые ранее игры. Ребенок может спорить со взрослыми и делать это назло. Часто бывает, что ребенок что-то хочет, но не делает. Чаще появляются капризы к зрелищу.

фото 1287

Наверняка каждый из нас видел, как в общественном месте ребенок начинает громко плакать и топать ногами, прося исполнения своего желания. Ситуация усугубляется осуждающими словами окружающих. Следовательно, мама / папа должны удовлетворять прихоти ребенка. Если не предпринять никаких мер, ребенок будет по возможности манипулировать взрослыми.

Но, строго говоря, нужно быть предельно осторожным. Родители не могут «перекрыть» своими криками любые естественные проявления ребенка. Если вы постоянно кричите на своего ребенка, он перестанет хотеть что-то делать и решит, что лучше быть спокойным и сидеть спокойно. Если он не почувствует любви родителей, он привыкнет к усвоенной беспомощности.

Изучая психологические особенности характера 3-4-летних детей, психологи пришли к выводу, что сочетание строгой матери и доброго отца отрицательно сказывается на ребенке. Ребенок в определенный момент начинает принимать ту роль, которая ему подходит.

Некоторые родители считают вполне нормальным вовлечь ребенка в супружескую ссору, заставить его встать на сторону одного из родителей. Чтобы не потерять близких, ребенок может выбрать 2 образца для подражания:

  1. Старайтесь быть добрыми и послушными, испытывая постоянное беспокойство.
  2. Он сознательно балуется собой для того, чтобы вокруг него собрались близкие.

Развод родителей крайне негативно влияет на психологию детей 4-5 лет. Если он видит, что между родителями нет любви и они живут вместе ради него, ребенок начинает страдать бессознательным глубоким чувством вины. Родителям важно понимать, что дети этого возраста понимают больше, чем думают взрослые.

Истерике — быть!

Если вы не можете поладить с ребенком, и он впадает в истерику, что делать и что делать?

Главное, как советуют психологи, в это время не стыдиться своего ребенка перед посторонними людьми. Это ваш ребенок и он сейчас проходит такую ​​стадию роста. Ваша задача — помочь ему, а не винить его и не стыдиться.

Какие действия предпринять:

  1. Не кричите на него — это может только усугубить ситуацию и напугать ребенка.
  2. Сядьте рядом с ним на пятки, чтобы встретиться с ним взглядом и сказать, что у него есть время кричать, главное, чтобы ему было легче.
  3. Спросите, чем вы можете помочь, но при этом, если что-то запрещено, сохраняйте свою позицию.
  4. Посмотрите вокруг, если вы на улице, а ребенок сидит на полу, проверьте, нет ли поблизости каких-либо опасных предметов — удалите камни или палки, то есть обезопасьте место истерии.
  5. Сядьте рядом с ребенком, покажите ему, что вы расстроены его поведением, а он вас расстраивает.
  6. Попробуйте обнять ребенка и сесть к нему на колени.
  7. Погладьте его по ручке или по голове — повторяющиеся удовольствия могут помочь его успокоить.
  8. Вы можете прошептать себе на ухо, что собираетесь читать любимую сказку, а можете даже начать рассказывать ее шепотом.
  9. Если ничего не помогает, попробуйте перейти в другую комнату (если истерики случились дома). Дети часто быстрее успокаиваются без зрителей.
  10. После того, как вам удалось успокоить ребенка, обязательно скажите, что последствия таких вспышек очень печальны: игрушки разбросаны, ребенок весь красный, у мамы болит голова, но не ругайте его, не кричите.
  11. Главное, постараться выяснить причину истерии, постараться договориться, что эта причина больше не будет расстраивать ребенка — найдите компромисс.

Как себя правильно вести, чтобы упростить взаимодействие и воспитание?

Маме, папе, старшим родственникам придется проявить максимум такта, внимания, не балуя ребенка без надобности, но и чрезмерно не ограничивая его действия.

Что делать при проявлениях негативизма?

фото16031-4Негативизм — это стремление к противоположному. Во время эмоциональной разрядки трехлетнему ребенку что-то объяснять бесполезно, он просто не будет воспринимать слова взрослого.

В первую очередь взрослым предстоит научиться сохранять спокойствие. Игра, сладкое общение сгладит вспышки гнева.

Ребенок не хочет есть: можно поставить рядом с ним куклу и «покормить» его. Преимущество негативизма в том, что у ребенка есть собственное мнение. В этом случае наказать невозможно, лучше дать право выбора.

Как пережить строптивость?

Упрямство направлено против норм воспитания, сложившегося образа жизни. Если появляется такой симптом, это повод задуматься об изменении социальной ситуации вокруг ребенка.

Взрослые должны перестать делать для ребенка то, на что он способен сам. Пора научиться застегивать одежду, раздеваться и выполнять несложную работу по дому.

Как справиться с упрямством?

Ребенок на чем-то настаивает, потому что он принял решение. Если по каким-то причинам выполнить его желание невозможно, то нужно спокойно объяснить почему.

Например, ребенок в магазине просит машинку. Я должен сказать ему, что теперь у моей мамы нет денег, чтобы купить такую ​​дорогую вещь. Объяснять нужно спокойно, доступным ребенку языком.

Преодоление своеволия

Положительным моментом является то, что формируется независимость. Постоянные запреты спровоцируют бурную реакцию или сформируют нежелание что-то делать самостоятельно. Поэтому родители должны поощрять естественное стремление к независимости.

Протесты и бунт

Бунт и протест — это состояние, направленное против внешнего мира. В нем высокий уровень энергии, он позволяет ребенку довести до конца то, что не было сделано. Учите самостоятельности, достижению целей. Необходимо поддерживать желание ребенка делать то, что не работает, мягко направляя и помогая, но не выполняя действия за него полностью.

Что делать при обесценивании

фото16031-5Ребенок начинает ругать родителей, подшучивать над ними. Он хочет стать автором своей жизни, он перестает быть подчиненным.

Это не значит, что взрослые должны это приветствовать. Надо показать, что нужно проявлять уважение к пожилым людям, формировать силу воли.

Большое значение имеет социализация — общение с другими детьми, взрослыми.

Деспотизм

Сложное поведение, когда ребенок пытается заставить других делать то, что ему нужно, все подчинять. Такое поведение необходимо подавлять, иначе ребенок может стать совершенно неуправляемым. Деспотизм может проявляться и в отношении конкретных членов семьи, если понимает, что ими легко манипулировать.

Положительная сторона — формирование силы воли. Ребенок учится удерживать свою позицию, подчинять себе мир вокруг себя.

Есть опасность проявления симптома в отношении младшего брата, сестры. В этом случае необходимо объяснить ребенку, что все дети одинаковые, имеют одинаковые поведенческие требования и условия. Ребенка нельзя слишком баловать, потакать всем его желаниям, также необходимы некоторые ограничения, чтобы ребенок понимал, что ему разрешено не все.

Примеры совместных игр

Для ребенка можно придумать самые разные действия и игры, направленные на развитие:

  1. «Готовить еду». Для этого вам потребуются куклы, мягкие игрушки, набор посуды. Таким образом, ребенок учится вести себя как взрослый, проявлять самостоятельность. Не прерывайте игру советами, пусть ребенок сам решает, что ему делать.
  2. Ремесло. Творчество развивает усидчивость, творческое мышление. В процессе нужно хвалить ребенка, незаметно приучать его владеть инструментами.
  3. Игровой магазин. Трехлетнему мальчику отводится роль продавца. Вместо денег можно использовать вырезанные из бумаги кусочки с цифрами или купить специальную игру. Также актерами могут быть куклы, которые ходят в магазин и решают различные задачи по покупке и продаже товаров.
  4. Наблюдение за природой. На улице обращайте внимание ребенка на деревья, животных, объясняйте различные явления, рассказывайте о погоде.
  5. Поставьте «важное задание»: покормить кукол, построить для них домик, накормить питомца, полить цветы, нарисовать рисунок. Пусть ребенок проявит самостоятельность.
  6. Составляйте сказки вместе с ребенком. Игра формирует творческое мышление, воображение, память, дает ребенку возможность проявить фантазию.
  7. Создавайте украшения на Новый год или другой праздник, подарки своими руками.

Родительские запреты и что за ними кроется

плохое поведениеСледует понимать, что запрет — это своего рода бордюр, который ставят перед ребенком для его же защиты.

Запреты выполняют важную воспитательную функцию: они помогают формировать восприятие ребенком реальности. Ребенку нужно научиться, когда перестать проявлять истерики, что можно сделать, чего нельзя и как правильно вести себя в обществе.

Конечно, все родительские запреты воспринимаются детьми без особого энтузиазма, ребенок часто реагирует на них протестом, раздражением, гневом или обидой, но следует понимать, что психологически запреты важны для правильного воспитания ребенка. Они позволяют ребенку почувствовать родительскую заботу о себе, успокоиться и развить дисциплину.

К сожалению, в современном обществе существует одна из проблем, когда родители, которые сами выросли на большом количестве запретов, теперь считают, что ребенку должно быть позволено абсолютно все. Постепенно по мере взросления ребенка начинает формироваться стойкое пристрастие к манипуляциям, ребенок прибегает к разного рода провокациям, становится ребячливым и капризным. Вторая распространенная ошибка родителей — чрезмерное количество запретов, когда детям запрещается абсолютно все или практически все. В этом случае ребенок вырастает застенчивым, застенчивым, нерешительным, поскольку у него возникает другая поведенческая проблема: прежде чем принять какое-либо решение, он будет искать одобрения родителей.

Чтобы избежать подобных проблем в воспитании ребенка, родители должны понимать, что у всех запретов должна быть причина и объяснение. Ребенок должен четко понимать, почему нельзя так или иначе вести себя и какие последствия могут иметь те или иные его действия.

Все запреты по их первопричинам делятся на две категории: сознательные и бессознательные.

  1. Умышленный бан — это запрет, при котором родитель пытается от чего-то защитить ребенка. Например, запрет на мороженое убережет его от появления боли в горле, запретит переходить улицу в неположенном месте, убережет ребенка от несчастного случая и так далее.
  2. В эту категорию входят и такие запреты, которые, по мнению родителей, развивают дисциплину, поскольку без запретов образование не принимает желаемой формы (вседозволенность, баловство, прихоти и т.д.).
  3. Третья основная причина сознательных запретов, как ни странно, — привычка. Родители словно перенимают у родителей опыт воспитания: если когда-то им самим много запрещали, то теперь, став родителями, они запрещают своим детям все.

Коренные причины бессознательных запретов немного сложнее.

  1. Во-первых, за собой родители могут скрыть некоторые свои чувства и переживания, обиду и раздражение. В данном случае запрет выглядит как наказание: «не было, но я вам сказал, значит, не получишь, нельзя».
  2. Вторая основная причина бессознательных родительских запретов — банальная зависть. Запрещая что-то ребенку, родитель сам может мысленно вернуться в свое детство и сравнить эту жизнь с нынешней жизнью сына или дочери. Отсутствие достаточного количества игрушек, большого количества красивой одежды и т.д. Может по незнанию вызвать подобное чувство, которое приведет к запрету. Здесь следует понимать, что в данном случае он не выполняет никакой защитной функции, а значит, и воспитательной составляющей.
  3. Родительское беспокойство — следующая первопричина родительских запретов. В этом случае проявляется чрезмерная забота о детях, чтобы с ними ничего опасного не случилось.
    Например, ребенок хочет завести собаку, и в этом нет ничего плохого. Уход за четвероногим другом привит ребенку чувство ответственности, долга и дисциплины. Но мама может быть излишне обеспокоена тем, что у малыша будет много проблем с питомцем (вдруг он укусит, на уроки мало и т.д.), И речь не идет о покупке щенка.

Когда они что-то запрещают трех- или четырехлетнему ребенку, родители делают серьезную ошибку, если делают это осуждающим тоном. Стыд, раздражение, вина — вот что чувствует ребенок прямо сейчас. Очень важно, занимаясь воспитанием, не переборщить с запретами.

Любые детские увлечения нельзя сделать запретной темой, будь то любимая игрушка или компьютерная игра. Воспитывая ребенка даже в столь раннем возрасте, важно вести с ним диалог.

Как взрослым извлечь пользу из такого непростого периода?

Период может быть достаточно проблемным для родителей, бабушек и опекунов, но необходимо, чтобы ребенок развивался как личность, у которой есть свои потребности и интересы.

важно не упустить момент, когда младший дошкольник выражает желание что-то делать самостоятельно. В противном случае через тотальные запреты вы можете выявить детскую личность.

фото16031-6Как извлечь выгоду из ситуации:

  • стимулировать развитие, стремясь к познанию окружающего мира;
  • хорошее время, чтобы начать наращивать силу воли;
  • учит ребенка контролировать свое поведение, уважать пожилых людей;
  • научить идти на компромисс;
  • научите ребенка тому, что он может и что нельзя делать.

Родителям нужно будет понять, что их ребенок становится самостоятельным человеком.

Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

  • Картина. В 3 года развитие рисунка находится на каракулевом этапе. Несмотря на то, что иногда рисунки могут оказаться бесформенными, ребенок вкладывает в них свой смысл. Трехлетние дети с развитой моторикой уже умеют рисовать простые формы (круг, квадрат, линии). Рисунок человека у 3-х летних оказывается примитивным, но в нем уже присутствуют голова, туловище, ноги и руки.
  • Возможность расстегивать молнии и пуговицы. Хотя трехлетний мальчик до сих пор не может самостоятельно застегнуть пуговицу или молнию, он уже научился их расстегивать. Он поощряет стремление ребенка к самостоятельности, ведь застегивание и расстегивание различных замков не только отлично развивает мелкую моторику, но и стимулирует развитие мышления.

У трехлетнего ребенка самые гигиенические навыки. Он умеет мыть, мыть руки, ходить на горшок, раздеваться, старается аккуратно есть за столом.

Развитие мелкой моторики у детей 3 лет

  • Игрушки, требующие повышенной моторики пальцев. Обычно в этом возрасте дети любят играть с мелкими предметами, используются пазлы, строители, шнуровка, мозаика. Давая эти игрушки ребенку, не забывайте о мерах безопасности и не оставляйте ребенка без присмотра во время игры.
  • Пальчиковые игры. Гимнастика для пальцев может стать увлекательным упражнением для развития мелкой моторики вашего ребенка. Идеи для пальчиковых игр вы можете найти в видео:

Развитие памяти и воображения у детей 3 лет

Эмоциональная память лучше всего развита у детей этого возраста. 3-летний ребенок хорошо помнит, что вызывает у него яркие эмоции и впечатления. Не секрет, что у дошкольников очень развито воображение. Большую часть времени трехлетние дети находятся в своем собственном мире фантазий. Однако у этого есть и обратная сторона, дети очень впечатлительны, из-за чего для дошкольного возраста характерно много страхов (боязнь темноты, собак, грозы и так далее).

Развитие памяти и воображения у 3-х летних детей

Рекомендации и способы, как взаимодействовать с малышом

Психологи, врачи, педагоги досконально изучили особенности этого кризиса, поэтому даны рекомендации, как правильно взаимодействовать с ребенком в этот непростой период:

  1. Реагируйте спокойно. Ребенок ищет слабые места, на которые можно надавить, взрослых ищет силы. Дети — отличные манипуляторы и знают, как получить желаемое.Но если родители отреагируют слишком бурно, это приведет к конфликтам, волне негативных эмоций, всплескам и отказу в удовлетворении запросов взрослых.Спокойствие родителей передается ребенку, который не так бурно реагирует на ситуацию или просьбы взрослых.
  2. Поощряйте самостоятельность. Ребенок этого возраста пытается познавать мир. Научитесь действовать самостоятельно, и это нужно стимулировать. Он любит рисовать на стенах — в это место можно наклеить лист бумаги.Она хочет, как мама, заняться стиркой — выделить емкость с водой для стирки кукольной одежды. Таким образом, ребенок учится работать.
  3. Пределы должны быть разумными. Строгих запретов устанавливать не стоит. Есть кое-что, что вам категорически нельзя делать, например, ходить в магазин. Есть действия, которые ребенок может выполнять под присмотром и с помощью взрослых.
  4. Право выбора. Это также развивает независимость. Вы можете спросить: что вы хотите сегодня надеть — синюю рубашку или зеленую.

Родители и близкие родственники должны придерживаться единого стиля воспитания детей, чтобы трехлетний ребенок понимал, чего они от него хотят. Если один запрещает, другой разрешает, это вызывает дополнительные противоречия и капризы.

Кризис 3 лет: рекомендации родителям

  • Не пытайтесь переделать ребенка, воспитывать и ломать «под себя

Если у ребенка 3-летний приступ, совет родителям обычно сводится к рекомендациям по поддержанию равновесия. Вы не должны ни наказывать ребенка, ни поощрять его поведение. Во время истерики попробуйте переключить свое упорное внимание на что-нибудь еще, а если это не сработает, подождите, пока оно пройдет. Но когда ребенок успокоится, обязательно расскажите ему о случившемся, объясните ему, что вы все еще любите его, но такое поведение вас сильно расстроило и недопустимо в обществе.

  • Дайте ребенку выбор

Ребенок хочет быть независимым? Позвольте ему самому принимать решения. Не заставляйте есть кашу и бутерброд, спросите: «Ты будешь есть кашу или бутерброд?» Если вы едете по делам, дайте ребенку возможность поучаствовать в определении маршрута: «Сходим сначала в магазин или аптеку?»

Иногда можно сыграть на противоречии: если вам срочно нужно отвести ребенка в детский сад, а он отказывается одеваться, скажите, что вы сегодня в садик не пойдете. Ребенок от упрямства закричит: «Нет, пошли!» Воспользуйтесь этим, но подчеркните, что сегодня вы выполняете его просьбу, а завтра он выполнит вашу.

  • Помогите ребенку принять себя

Ребенок должен верить в то, что он хороший, несмотря на временные трудности в поведении. Похвалите ребенка, если он выполнил ваши инструкции, подчеркните, что он послушен и все в порядке.

  • Свяжитесь со специалистами

Если вы не справитесь с ситуацией, станете раздражительным, агрессивным или, наоборот, упадете духом, наука психология вам в этом поможет. Трехлетний кризис — тема, на которой специализируются многие детские психологи, которые подскажут, как правильно себя вести, где получить покой и силы, а также как работать с самим ребенком.

Оцените статью
Блог про возраст