- Причины возникающих проблем
- Причины неадекватности и страхов
- Основные психологические проблемы подросткового возраста
- Самооценка и её влияние на поведение
- 2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста
- 14 лет
- Парни
- Девушки
- 13 лет
- Девушки
- Парни
- Общие проблемы подросткового возраста
- Способы разрешение психологических проблем современных подростков
- Причины возникновения психологических проблем в подростковом возрасте
- Раздражительность и вспыльчивость
- 17 лет
- Парни
- Девушки
- Почему возникают проблемы?
- Пути решения проблем в подростковом возрасте
- 15 лет
- Парни
- Девушки
- Отчуждённость и необщительность
- Подростковая лень
- Чувства родителей
- Конформизм
- 16 лет
- Парни
- Девушки
- Характеристика пубертатного периода.
- Бескомпромиссное отношение.
- Зависимость от оценки окружающих.
- Перепады настроения — эмоциональная нестабильность.
- 4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков
- 3. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
Причины возникающих проблем
Ошибки родителей — одна из самых частых психологических причин, которые нельзя назвать болезнями в общепринятом понимании, но схожи с ними. Часто они идут против воли ребенка, и когда больше всего он хочет понимания и поддержки, вместо них он получает осуждение и давление.
Подростковый возраст начинается в 11-12 лет
Образец поведения ребенка в этом возрасте зависит от типа его характера, окружающего его общества, образа жизни, материального достатка, состава семьи и многого другого
Подросток обращает внимание на те ценности, которые помогают ему определять и формировать свое отношение к окружающему миру. Ничего страшного, если он доволен настоящим и в то же время смотрит в будущее. Но так бывает не всегда.
Основные проблемы подростков
ему легче общаться со сверстниками, а если нет, ребенок глубоко травмируется. Он хочет знать себя, как он сам, разделять интересы и нормы группы, которая ему нравится, сохранять свою независимость и индивидуальность, выражать свои чувства и выражать свое мнение без страха. Как можно быстрее подросток стремится стать взрослым, ему важно, чтобы все это понимали. Пример для подражания — активный и успешный человек, стремящийся к успеху. Подросток мечтает и фантазирует, придумывает собственные законы и осуждает поведение окружающих его взрослых.
Причины неадекватности и страхов
Психологическая непоследовательность присуща подростковому возрасту. Они часто не могут сформулировать, чего они действительно хотят. В человеке могут сосуществовать застенчивость и агрессия, серьезность до крайности. Перед лицом опасностей подросток преодолевает трудности и при их успешном прохождении накапливает новые впечатления. По мере развития осознания он лучше понимает других и постепенно получает поддержку для дальнейшего роста.
Несостоятельность подростков — одна из причин конфликта
В этом возрасте подросток начинает полностью понимать категории прошлого и будущего, он обнаруживает, что существо закончилось, и это вызывает у него тревогу и страх. Только осознание своей независимости и индивидуальности вселяет в него уверенность. В это время ему важно обрести понимание, умение примирить собственные переживания с настроением окружающих и приспособиться к установленным нормам.
это особенно опасно, когда есть большая разница между ощущением своего идеального «Я» и тем, что оно есть на самом деле.
По этой причине возникают проблемы ранней юности и ненормального поведения в обществе. Психологи объясняют данную ситуацию отсутствием позитивного отношения к себе, обязательными составляющими которого являются:
- положительное отношение к другим людям;
- уверенность в своих силах;
- чувство собственного достоинства в результате общения и активности.
В противном случае после недопонимания подросток заявляет, что он никому не нужен, они его не понимают и он ему не нравится.
Подростковый возраст — основные признаки
В этом возрасте человек вместе с психическим взрослением претерпевает глобальную перестройку физиологического состояния. Он уделяет повышенное внимание своему телу, его беспокоят и беспокоят комментарии других людей. Он имеет тенденцию преувеличивать даже незначительные недостатки своего внешнего вида в соответствии с принятыми нормами. Любое мнение других является частью его самооценки, будь то комплимент или критика.
Основные психологические проблемы подросткового возраста
Самоубийство. Сегодня в подростковом возрасте все чаще и чаще случаются суициды. Самоубийства в детстве и раннем подростковом возрасте очень редки, но в возрастной группе 15-19 лет количество самоубийств резко возрастает. Попытки суицида более распространены среди девочек, но по количеству летальных исходов они в 3 раза выше, чем среди мальчиков. Причинами этого могут быть заниженная самооценка, равнодушие родителей, чувство одиночества, депрессивные состояния — все это может привести к мысли о самоубийстве.
Гнев подростка. Многие думают, что гнев в подростковом возрасте — это что-то ненормальное. Однако следует отметить, что само чувство гнева не может быть ни хорошим, ни плохим. Гнев — это нормально и может возникнуть у любого человека. Вопрос в том, как с этим справиться. В подростковом возрасте достаточно часто встречается пассивно-агрессивное поведение. Цель пассивно-агрессивного поведения подростка — вывести из равновесия его родителей или других родителей.
Все это происходит неосознанно, это следствие непроявленного гнева. Подросток начинает действовать вопреки своим родителям. Значительное количество проблем с подростками (от младших классов до суицида и наркомании) основано на пассивно-агрессивном поведении. Опасность в том, что если подросток в 16-17 лет не научится зрелому отношению к гневу и не избавится от пассивно-агрессивного поведения, то такая линия поведения укоренится в нем и станет обязательной частью его жизнь.
Подростковая депрессия. Депрессия — это психическое расстройство, характеризующееся: депрессивным и меланхоличным настроением с осознанием собственной никчемности, пессимизмом, монотонностью идей, заторможенностью движений и различными соматическими расстройствами.
Депрессию в подростковом возрасте трудно распознать, потому что ее симптомы отличаются от классических симптомов депрессии у взрослых.
Итак, специалисты выделяют следующие формы подростковой депрессии:
- Легкая подростковая депрессия. Он встречается в пессимистических фантазиях, мечтах наяву или в ночных снах. Эту степень депрессии можно обнаружить, зная мысли подростка и состояние его души. В общем, для депрессии есть причина. Таким событием может быть смерть, болезнь или отъезд значимого для подростка лица, конфликт в семье или развод родителей, переезд и т.д.
- Умеренная подростковая депрессия. Подросток ведет себя как обычно, но содержание его разговоров эмоционально негативное. В основном это касается проблем, которые его угнетают.
- Умеренная депрессия у подростков. Это уже серьезный этап. Он проявляется в влиянии на ход мысли. Подросток теряет способность мыслить ясно, логично, рационально. В этом случае ему может потребоваться медицинская помощь.
Чтобы выйти из депрессивного состояния, молодые люди выбирают более антиобщественные методы, чем девушки. Они могут попытаться облегчить симптомы депрессии с помощью кражи, обмана, участия в драках, превышения скорости на дорогах, кражи со взломом, проникновения в дом, самоубийства.
Девочки, как правило, стараются выйти из депрессивного состояния менее насильственным путем, однако из-за пагубного воздействия СМИ их тип поведения начинает меняться. Часто девушки избавляются от депрессии с помощью беспорядочных половых контактов. Однако когда отношения заканчиваются, эти несчастные подростки чувствуют себя еще хуже.
Самооценка и её влияние на поведение
Конфликты часто связаны с отношением взрослых к подросткам, мнение которых влияет на их самооценку. Неуклюжее, неадекватное и оскорбительное отношение провоцирует агрессивное или депрессивное поведение подростка, а в некоторых случаях перерастает в хронические неврозы.
На формирование самооценки влияет чувство принадлежности к определенной социальной группе и осознание ее значения. Собственность — это всегда безопасность. Это важное чувство возникает с детства, и в период роста оно проверяется на то, чтобы укрепить себя реконструкцией. Чувство собственного достоинства усиливает одобрение окружающих и повышает компетентность в любой сфере бизнеса.
Самооценка подростков: как она формируется по-разному
Низкая самооценка может быть результатом насилия в прошлом, неправильного психологического отношения, зависимости от мнения других людей и безразличия близких. Родителям и педагогам важно знать его значение для подростка и последствия его нарушения. Ребенку весь мир может показаться враждебным социальным проявлениям, он все воспринимает как угрозу своей безопасности, жизнь кажется черным цветом, которую он не пытается исправить. Он не умеет строить отношения, стесняется своей внешности и склонен к осуждению окружающих.
Адекватная самооценка делает человека легковерным и добрым к миру. Для него трудности — это возможность роста. Он уверен, что это будет не он, мир станет хуже.
Формирование самооценки — длительный процесс, в его развитии участвуют и родители, и учителя.
2. Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста
Ситуация социального развития представляет собой переход от зависимого детства к независимой и ответственной взрослой жизни. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
14 лет
В четырнадцать лет начинается формирование этнических принципов, нравственных устоев и социальных установок. В результате меняются ранее появившиеся интересы, отношения с другими людьми и характеристики. Возникают психологические проблемы, физиологические трудности, ухудшаются отношения с родителями и учителями.
Парни
Часто дети не понимают, что с ними происходит в отношении того, с кем они чувствуют себя некомфортно. В результате молодые повстанцы бросают учебу, не слушают советов старших, не хотят помогать по дому, поздно возвращаются с прогулки и часто решаются.
Девушки
Из-за биологических трансформаций в этом возрасте появляется сексуальное влечение, резко меняется настроение, иногда появляется неловкость и угловатость. Тело постепенно начинает приобретать женский вид.
Самое главное — общение со сверстниками и желание добиться успеха, снова встретиться. Отношения с родителями часто обостряются.
13 лет
Как правило, именно в тринадцатилетнем возрасте поведение подростков становится наиболее неоднозначным. Они видят все либо в черном, либо в белом цвете. Это напрямую влияет на максимализм, и подростки часто начинают бунтовать. У многих на фоне скачка гормонов повышается аппетит.
Девушки
Девочки этого возраста более подозрительны, особое внимание уделяют своей внешности. В это время они обычно выше мальчиков, так как формирование мышечного корсета замедляется по мере продолжения роста костного скелета.
Парни
Мальчики в тренировках отстают от девочек примерно на пару лет. Из-за гормональных изменений подростки становятся более эмоциональными, вспыльчивыми, неуверенными в себе, чем-то увлеченными.
Мальчики и девочки стремятся стать независимыми и уйти из-под родительской опеки, начинают ценить дружбу, отрицательно относятся к требовательным учителям и некоторым взрослым, находят кумиров и образцы для подражания.
Вчера они были детьми, а сегодня начинают самостоятельно принимать решения, во всем сомневаться, требовать доказательств.
Общие проблемы подросткового возраста
Основные тенденции развития общества стали более сложными, темп жизни ускорился, а предпочтение гедонистического образа жизни сказывается на развитии современного подростка. В связи с этим дети часто проявляют агрессию, пассивность или депрессию, а потому не могут определить правильные моральные ценности и понять смысл своего бытия.
Психология современных подростков существенно отличается от психологии детей и взрослых. Ваше удовольствие становится главной ценностью. Не менее важные дела уходят на второй план.
К основным проблемам подросткового возраста можно отнести:
— неспособность управлять гневом, пассивно-агрессивное поведение с целью вывести взрослых из равновесия и бессознательное состояние, возникающее из-за подавления их эмоций.
— эмоциональная нестабильность.
— суицидальные мысли, вызванные заниженной самооценкой, родительским безразличием, депрессией и чувством одиночества.
— интимное влечение к лицам своего пола.
— подростковая депрессия, которая выражается подавленным настроением, чувством никчемности, физическими недостатками и другими причинами.
Способы разрешение психологических проблем современных подростков
Если рассуждать на основе перечисленных выше основных групп основных проблем подростков, то можно увидеть следующие методы работы с ними:
- Образование. Родители должны общаться доступным языком, но без лишних деталей, чтобы общаться с детьми на тему секса. Сосредоточьтесь на контрацепции, последствиях первого полового акта, вашем первом опыте, если он положительный. Разговор должен быть не в форме морализма, а в форме дружеского разговора. Лучше — с родителем того же пола.
Общение на эту тему должно быть честным, желательно постараться ответить на все вопросы, которые возникают у подрастающего ребенка. В таких разговорах нет ничего постыдного, хуже будет, если ребенок узнает все в искаженном виде от сверстников, либо по неосведомленности заразится неприятным заболеванием или примет участие в зачатии ребенка. - При деструктивном поведении, состоящем из преступных действий или вредных привычек, важно вовремя установить психологический контакт с ребенком, подобрать для него правильные слова и направить его потребность в самореализации в более мирное русло: спорт, искусство, творческий подход. Если родители чувствуют, что больше не могут самостоятельно влиять на ситуацию, им следует обратиться к специалистам: психологам и психотерапевтам.
- Чтобы снизить риск попадания ребенка в «плохую» компанию, важно поддерживать с ним эмоциональную связь, постоянно разговаривать с ним на интересующие его темы, демонстрировать свою любовь, но стараться сдержанно вести его поведение в одном направлении y положительно и любезно сообщите о недопустимости девиантного поведения в обществе.
- Склонность к депрессии обычно вызвана предрасположенностью к этому нервной системы, но обострение происходит на фоне непонимания подростка и неприятия взрослыми. При появлении признаков депрессии: апатия, постоянная грусть, уменьшение количества контактов, мысли о своей незначительности, важно со временем разобраться в причинах и постараться устранить их вместе. Если ситуация выходит из-под контроля, следует обратиться к психологу или психотерапевту.
Причины возникновения психологических проблем в подростковом возрасте
В подростковом возрасте причины возникновения психологических проблем могут быть вызваны:
- Взаимоотношения в семье: это насилие, чрезмерная критика со стороны родителей, навязывание подростку жизненных принципов, неблагоприятная ситуация в семье (дисгармония между родителями, гнетущая атмосфера).
- Образование в неполной семье: отсутствие некоторых аспектов образования, эмоциональная нестабильность (стрессовые ситуации родителей) и принудительный преждевременный рост (например, для поддержки матери, оставшейся одной).
- Критика со стороны окружающих или недостаточное признание: в подростковом возрасте идет процесс самоопределения. Человек начинает понимать, кто он в мире, в городе, в его окрестностях; он начинает понимать, на что он способен, познает качества своей личности. Здесь проявляется осознание присущего каждому из нас желания: почувствовать свою потребность, знать, что вы живете не зря. И если некоторые характеристики подростка не принимаются его окружением, возникает диссонанс и, как следствие, кризис.
Раздражительность и вспыльчивость
Подростки стремятся измениться, но в силу своего меньшинства не могут выполнять действия, характерные для взрослых. Секс — самый доступный способ самоутверждения, все остальное по-прежнему закрыто, и подростки чувствуют себя изолированными. Бессознательно они чувствуют несправедливость и готовы в любой момент к вспышке гнева. Еще одна причина раздражительности — изменение гормонального фона организма, состояние которого можно сравнить с предменструальным синдромом.
Большинство подростков очень раздражительны
17 лет
Человек уже может полностью регулировать свое поведение, но он все еще сомневается и начинает думать обо всем на свете. В обществе подросток считается уже взрослым, хотя его личность еще полностью не сформировалась, это оказывает большое давление на подростков. Вам также предстоит принять решение о своей дальнейшей судьбе.
Парни
Тело все еще формируется, но изменения уже не так заметны. Эмоциональный фон нормализуется. Парни начинают задумываться об отношениях на всю жизнь, учатся принимать себя и других людей. Они начинают более терпимо относиться к характеристикам и недостаткам других.
Девушки
В этот период девушки все больше задумываются о своей внешности, а фиктивные недостатки часто приводят к серьезным проблемам. Тело перестает формироваться, и основные габаритные характеристики практически не меняются.
Поскольку юность — это только начало взрослой жизни, возникает желание экспериментировать, искать свое истинное «я». Формируются практически все психические функции и личность начинает стабилизироваться. Начинается семнадцатилетний кризис.
Почему возникают проблемы?
Не только родители способствуют разрушительной реакции на мир. В этом возрасте дети находятся на распутье: они понимают, что им нужно как-то идентифицироваться, но у них возникают трудности с выбором и проблемы подросткового возраста. Им сложно почувствовать свои внутренние принципы и ценности. Есть много соблазнов и примеров.
Общество, в котором живет подросток — одноклассники, друзья, имеет огромное влияние. Здесь много рисков. В компании может быть руководитель, который формирует свою «стаю». Могут возникнуть сочувствие и влюбленность. Не всегда можно предсказать даже свое «взрослое» поведение в нестандартных ситуациях. Более того, нельзя гарантировать, что всегда «правильный» ребенок не будет спровоцирован на агрессию, бунт или другие проявления.
Помимо сверстников и родителей, на подростков неизбежно влияет информационный фон и окружение. Это средства массовой информации, музыка и фильмы, соседи, город в целом. Пройдя через все потенциальные проблемы подростков, вы поймете, что максимально защитить детей от негативных воздействий невозможно. Что делать?
Единственным островом безопасности, защиты и добра была и остается семья. Семейная атмосфера, доверие родителей к ребенку и друг к другу. Последнее очень важно, потому что любовь и поддержка между мамой и папой в любой ситуации дает детям уверенность в том, что неразрешимых проблем не существует.
Если подросток в семье не получает авторитетной защиты и ежедневно сталкивается с оскорблениями, скандалами и выговорами, он будет искать авторитета вне дома. Это может быть учитель, тренер, кумир или просто старый друг. И очень удачно найти подходящего человека. Но чаще подросткам дают ложные представления о себе и своей системе ценностей.
Пути решения проблем в подростковом возрасте
Решением проблем подросткового возраста должно быть правильное общение. И в первую очередь такое общение умеют подарить родители. Необходимо дать подростку возможность жить в гармонии со своими желаниями, дать ему право и возможность видеть и замечать разные вещи вокруг себя и найти свое место в жизни. При этом чрезвычайно важно уважать родительские границы. Подросток всегда должен осознавать, что если у него что-то не получается или ему нужна помощь, он всегда может пойти к родителям и получить ее. Необходимо уважать отношения тяжести, внимания и участия. Также важно, чтобы и подросток, и родители понимали уровень своей ответственности.
15 лет
В пятнадцать лет появляется «разрыв в сенсорном поле». Из-за гормонального всплеска и сексуального влечения появляются мысли о любви. Сознание резко растет, и снова меняется мировоззрение.
Резко меняется интеллектуальная активность. Развивается способность мыслить логически и теоретически, появляется логическая память. Меняются и творческие способности, появляется стиль одежды, мысли о ценности бытия и своей цели.
Формируется новая структура отношений, появляется сексуальное желание, и усвоить его становится все труднее. Подростки уже видят себя взрослыми и нуждаются в адекватном лечении со стороны учителей и родителей.
Парни
В этом возрасте мальчики начинают достигать в росте девочек, скелет стремительно растет, голос начинает «трескаться». Мальчики также начинают обращать внимание на свою внешность, опасаясь публичных насмешек.
Девушки
Тело продолжает расти и развиваться, поэтому подростки часто не понимают лишнего веса, прыщей и других факторов, которые могут повлиять на самооценку. Настроение может меняться каждую секунду, девушка может быть веселой и внезапно впасть в апатию, или проявить агрессию и резко заплакать.
Подростки учатся брать на себя ответственность за свои действия, учитывать интересы и мнения окружающих. Отношения с обществом становятся главным в жизни.
Отчуждённость и необщительность
Условия, связанные с конфликтом между ребенком и обществом. Он воспринимает оценку себя и своего поведения другими как неоспоримую характеристику, не принимая во внимание то, что его сверстники или взрослые в его окружении могут быть предвзятыми или безжалостными. Ребенок чувствует себя изгоем и, не чувствуя поддержки, постоянно находит подтверждение. Это заставляет ребенка прятаться и искать защиты, чтобы не получить очередную психологическую травму.
Отчуждение подростков проявляется в игнорировании взрослых
В этом возрасте крайне сложно изменить оценку, которую навязывают сверстники, педагоги и родители.
Подростковая лень
За ленью подростка могут скрываться совершенно разные реакции и проблемы: депрессия, проявление страха или беспомощности, агрессия, выраженная в пассивной форме (протест или провокация), следствие хронической перегрузки, проявление имитационного поведения (групповое), одно из способы привлечь внимание, плохое самочувствие из-за больших затрат энергии и гормональных изменений.
Поэтому, прежде чем «действовать», родители должны разобраться в причинах возникновения такой реакции у своего ребенка.
Чувства родителей
подросткам важно понимать, что их родители также находятся в тяжелом положении: они чувствуют, что их важность уменьшилась, что воспитание детей означает достижение высшей точки их жизненного цикла, после чего начинается рецессия. Для родителей это тоже кризис, им сложно пережить разлуку с детьми. Они не знают, как жить и чего хотят достичь во второй половине своей жизни. Некоторые из них завидуют жизненной силе своих детей и еще неизвестному будущему, а также грустят из-за пустого семейного гнезда.
На фоне этих чувств родители часто начинают бороться со своими детьми. Они вмешиваются в их дела в неподходящий момент, проявляют мелкое покровительство детям и испытывают чрезмерное беспокойство или эмоционально замкнуты и отказывают детям в похвале и сочувствии, в которых они нуждаются.
Конформизм
Адаптивность и беспринципность делают подростка таким же, как и тот, кого принимают в своей группе или окружении. Стремление быть модным — яркое проявление конформизма. В атмосфере распространения рекламы эта особенность очень распространена.
У подростков конформизм приобретает преувеличенное содержание, временами он боится отличаться от всех остальных и не уклоняться от правил группы, к которой он принадлежит. Такое душевное состояние делает ребенка зависимым от сверстников, и вдали от них он чувствует себя некомфортно. Приспосабливаясь, подросток может делать вредные и незаконные поступки.
Послушание подростков формируется под влиянием окружающей среды
Чтобы этого не произошло, важно, чтобы ребенок мог сказать «нет» тому, что ему больно. Это требует смелости и доверия. Ему нужно знать, что способность сказать «нет» прекрасна и достойна уважения. Тот, кто умеет отстаивать свою позицию, чаще всего является лидером. Если подросток хотя бы раз откажется, его уверенность в своих силах растет.
16 лет
Этот период самый тяжелый для родителей, поскольку подросткам становится сложнее вписаться в окружающую среду, и они начинают полностью разрушаться. В 16 лет человек уже не ребенок, но еще не стал взрослым.
Парни
Мировоззрение продолжает меняться, но становится легче контролировать свои эмоции и анализировать ситуацию. Половое созревание продолжается, мальчики часто страдают неконтролируемой эрекцией.
Девушки
В этом возрасте девочки уверены, что с ними все не так. Проблемы с обучением возникают из-за нарушения памяти и концентрации. Девушкам часто бывает сложно выразить свои мысли. Проявляется ненависть к себе и другим.
Подросток начинает выбирать будущую сферу деятельности, учится вести за собой других, выражает свое мнение, не считает родителей слишком авторитетными и формирует индивидуальные позиции. Но при этом присутствует душевное равновесие, стремление к серьезным отношениям, близким друзьям. Подростки учатся зарабатывать деньги самостоятельно и перестают воспринимать все враждебно.
Характеристика пубертатного периода.
Основными характеристиками подросткового возраста для всех подростков являются:
Бескомпромиссное отношение.
Для подростка нет оттенков серого: ни черного, ни белого. Либо хорошо, либо плохо. Подросток становится категоричным и упрямым, с ним очень сложно найти согласие. Становится очень трудно заставить ребенка делать то, что он не хочет, общаясь с кем-то, кого он не хочет, даже если это необходимо.
Зависимость от оценки окружающих.
Подросток, как уже упоминалось ранее, уже не ребенок, но и взрослый. Он сам это чувствует, ему сложно определить себя. В его внешности много изменений, которые сложно оценить самостоятельно, он начинает прислушиваться к мнению других и часто очень от него зависит. Услышав неприятные слова в свой адрес, адрес его появления, ребенок может изолироваться. Это одна из самых важных проблем подросткового возраста, которая влияет на принятие себя.
Перепады настроения — эмоциональная нестабильность.
Гормональный фон меняется, поэтому подросткам свойственна выдержка. Они хотят привлечь к себе внимание. Они часто создают кумиров или протестуют против лидеров мнений. Смех сменяется слезами.
Родители часто не понимают, что происходит. Видя, как ребенок меняется, они стараются «помочь», подталкивать, настаивать, указывать правильный путь, и именно в этот момент ребенок уходит. В этой ситуации вернуть взаимопонимание, доверие и гармонию в родительско-детские отношения очень сложно, поэтому лучше обратиться к специалисту — психологу
4. Учебная деятельность и познавательное развитие подростков
В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения: продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужское и женское мировоззрение. Творческие способности начинают активно развиваться. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к повышению способности самостоятельно справляться с школьной программой. В то же время многие подростки испытывают трудности с обучением. Для многих исследование отходит на второй план.
3. Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
Основное занятие подростка — общение со сверстниками. Основная тенденция — переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
1) Общение — очень важный канал информации для подростков;
2) Общение — это особый тип межличностных отношений, оно формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и одновременно отстаивать свои права.;
3) Общение — это особый тип эмоционального контакта. Придает чувство солидарности, эмоционального благополучия, чувства собственного достоинства.
Психологи считают, что общение включает в себя 2 конфликтующие потребности: потребность принадлежать к группе и быть изолированной (появляется собственный внутренний мир, подросток чувствует потребность побыть наедине с собой). Подросток, считая себя уникальным человеком, при этом старается не отличаться от сверстников. Типичная черта подростковых групп — СОБЛЮДЕНИЕ: склонность человека к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражание. Стремление слиться с группой, ни в чем не выделяться, удовлетворение потребности в безопасности психологи рассматривают как механизм психологической защиты и называют это социальной мимикрией.