- Физиологические и психологические изменения
- Отличия развития у мальчиков и девочек
- Режим дня
- Детский возраст ребенка: дошкольники и ученики
- Дети дошкольного возраста
- Особенности детей дошкольного возраста
- Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте
- Готовность к школе: средний возраст детей
- Дети школьного возраста
- Ведущая деятельность младших школьников
- Рост и вес
- Средние показатели роста и веса детей в 10-12 лет в зависимости от пола
- Физиологические изменения
- Полезные советы родителям
- Половое созревание подростка в возрасте 11-13 лет
- Развитие ребёнка в 10-12 лет, что должен знать и уметь
- Занятия с детьми по возрастам
- Развитие детей раннего возраста
- Развитие детей дошкольного возраста
- Развитие детей младшего дошкольного возраста
- Развитие детей старшего дошкольного возраста
- Развитие речи детей дошкольного возраста
- Переходной возраст в 15-16 лет
- Социализация в период подросткового возраста
- Отличие в развитии мальчиков и девочек
- Характер и физическое развитие детей подросткового возраста
- Особенности переходного возраста в 17-18 лет
- Переходной возраст в 13-14 лет
Физиологические и психологические изменения
В длинный список того, что ребенок должен уметь делать к 11 годам, входят не только конкретные повседневные навыки, но и способность осознавать, что взросление начинается, а это невозможно без проблем.
Шахматисты употребляют словосочетание «угроза страшнее казни», и здесь тоже — предчувствие пугает больше, чем свершившийся факт.
10-12 лет — предпереходный период. Организм начинает меняться, готовиться к половому созреванию, и происходит это у всех по-разному. Некоторые малыши быстро растягиваются, другие набирают вес или резко худеют. Бывает, что рост непропорциональный, «мышцы не успевают за костями» и так далее. Из-за этого нарушается координация, возникают проблемы с сердечно-сосудистой и нервной системами.
С такими сюрпризами природы связаны психологические проблемы. 12 лет — это возраст гадкого утенка. Меняется не только тело, оно у всех разное. И поэтому главный внутренний конфликт этого возраста — желание выделиться («Я не такой, как все!») Соседствует с неуверенностью и страхом. Как следствие — повышенная возбудимость, утомляемость, частые перепады настроения и зарождающиеся комплексы.
Ребенок тоже меняется интеллектуально. Он развивает полноценное абстрактное мышление, но понимание взрослых долгосрочных или необратимых последствий еще не созрело, и подростки продолжают познавать мир «наощупь». Многие люди выкуривают свою первую сигарету (или даже хуже) всего в 11-12 лет.
Задача родителей — пройти тонкую грань, с минимумом конфликтов, ссор и запретов, объяснить своему ребенку, что жизнь — это не компьютерная игра, и перезапустить ее невозможно. Не теряйте связь со своим ребенком и станьте его другом. Да, трудно смириться с тем, что ребенок вырос и «совсем не слушается», но нужно учиться. Строгие запреты и ограничения уже бесполезны и приведут к переносу вредных привычек или плохих друзей в нелегальное место. Говорите, уговаривайте, терпите.
Обучайте уверенности в своих силах; Самое меньшее, что ребенок, девочка или мальчик должен уметь делать в 10 лет, неважно, — это помогать себе в повседневной жизни, делать домашнее задание без напоминаний, помнить элементарные правила безопасности (как вызывать службы экстренной помощи и т д).
Отличия развития у мальчиков и девочек
Если первые ученики почти все одинаковые, то с пятого класса девочки начинают превосходить мальчиков — быстрее растут, меняются интересы.
Мальчики по-прежнему живут в мире игр, а для молодых женщин уже важны внешность, прически и косметика. Они начинают подражать девушкам постарше, проявлять интерес к противоположному полу.
Ребята в таком возрасте, особенно видя, что их сверстники выросли выше головы, нервничают, но пока что по-детски: они дерзкие и хулиганы.
ВАЖНЫЙ!
родителям очень важно объяснить сыну или дочери грядущие гормональные изменения внимательно, но по-взрослому. Будьте готовы к тому, что менструация или поллюции являются нормальным явлением и не должны пугаться.
Режим дня
Распорядок дня для ребенка 10-12 лет — важная составляющая развития. Ночь сна должна длиться не менее 8 часов. Вставать утром и ставить домашние задания в течение дня, соответствует школьному расписанию. С наступлением полового созревания, восприятием себя взрослым, способным самостоятельно решать, когда и чем заниматься, некоторые дети начинают сопротивляться соблюдению режима дня, опаздывают на занятия, отказываются соблюдать предложенную схему. Особенно сложно договориться с сыном или дочерью в 11 лет. В этот период наступает пик психологической нестабильности. Не принуждайте и не ругайтесь. Разумно объясните свою позицию и позвольте ребенку совершить необдуманный поступок, ощутить на себе последствия. Ложившись спать допоздна, сын или дочь будут вынуждены пойти в школу и будут испытывать трудности в течение всего дня из-за недостатка сна. Вечером повторите причины, по которым вы присоединились к режиму, и посмотрите, как ребенок с вами согласен. Одна из основных проблем и время засыпания у детей 10-12 лет — компьютер, который находится в детской. Количество интересной информации в Интернете не дает ребенку спокойно заснуть, это стимулирует нервную систему. Рекомендуется поставить компьютер в родительской комнате, договориться о режиме работы, привить привычку оставлять мобильный телефон и другие гаджеты не в спальне, а, например, на кухне.
Детский возраст ребенка: дошкольники и ученики
Детство ребенка — это период от рождения до раннего полового созревания, от 0 до 12 лет. Внутренние градации детства ребенка основываются на этапах его биологического и психического созревания. Однако при поступлении в школу можно точно провести черту: воспитанник детского сада, старшеклассник становится учеником.
Как правило, средний возраст поступления в школу составляет 7 лет. Рекомендуемый экспертами и стандартами возраст для первоклассников русских школ — от 6,5 до 8 лет. В зависимости от зрелости психических процессов и подготовленности дошкольника возраст может быть снижен (но не ранее 6 лет для первого класса) или увеличен.
Начало школы — важный этап для детей, который символизирует смену основной деятельности. Подготовка к этому этапу формируется на протяжении всего периода дошкольного развития и определяется психологами и педагогами перед поступлением в образовательное учреждение.
Дети дошкольного возраста
Дошкольники — дети от 3-4 лет до выпускников подготовительной группы детского сада. Этот возраст детей более чувствителен к развивающим и воспитательным методам из-за активного формирования психики, личностных особенностей и процесса социализации в обществе. Родители для дошкольников являются наиболее значимыми фигурами (в отличие от школьников, где их место занимает сначала учитель, а затем их сверстники) и могут оказывать как наиболее положительное, так и явно отрицательное влияние на ребенка. Растущая личность, в зависимости от стиль обучения и пример, показанный ребенку.
Особенности детей дошкольного возраста
Первое, что замечают родители в особенностях дошкольников, — это формирование самостоятельности, стремления отделить себя от нас (чаще всего «мы с мамой»). Его начало в возрасте около трех лет описывается как кризис на третьем году жизни, когда ребенок начинает пытаться сменить положение и стремится делать все, что в его силах, самостоятельно и гордиться своими достижениями.
С этой позиции также формируется новое социальное восприятие ребенком своего окружения. Он развивается по двум направлениям: социальная вертикаль, выражающая восприятие ребенком мира своих старших, и социальная горизонталь, ориентированная на мир сверстников.
В частности, дошкольники также включают активную коммуникативную деятельность в языковой и невербальной формах, развитие сенсорного познания, зачатки анализа и формирование наглядно-образного мышления.
Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте
Основная деятельность дошкольника трансформируется в соответствии с личностной зрелостью, партнером в совместном времяпрепровождении и социальным восприятием. Начиная с манипулирования предметами, в школьном возрасте ребенок проходит фазу игры как основного вида деятельности дошкольников и готовится превратить ее в образовательную.
Мотивирующая активность дошкольника, сила во взаимодействии со взрослыми до 3 лет имеет бизнес-направленность: желание определить и понять, что и как делают взрослые, подражать им, стать взрослыми и уметь также контролировать реальность. В среднем к 4 годам приоритетная деловая мотивация сменяется игровой деятельностью, взаимодействием на предметно-игровой основе.
Начинают складываться отношения со сверстниками, ребенок «открывает» для себя других детей как субъект с самостоятельными мотивами действий. Вначале, мало-помалу, в эпизодических игровых действиях дошкольники постепенно находят своих сверстников, а в конце дошкольного периода они предпочитают их в качестве партнеров в основной игровой деятельности в этот период.
Ролевая игра как яркое выражение социальных устремлений ребенка помогает им удовлетворять свои социальные потребности. Он также способствует развитию различных техник замещения: объект для другого, его социальная роль для другого, учит представлению и моделированию различных воображаемых ситуаций. Дети «репетируют» роли других людей, фантазируют и воспроизводят условия, в которые в силу возраста они еще не могут войти и улучшить реакцию психики на нестандартные происшествия, это тоже характерные черты дошкольников.
Готовность к школе: средний возраст детей
Средний возраст детей на момент поступления в школу — 7 лет. О готовности к школе судят по физиологической зрелости мозга, сформированности его структур и функций.
В некоторых странах, например в США, учебный процесс начинается в возрасте 4 лет, что сбивает с толку некоторых родителей. Однако, хотя это обучение чаще проводится в школьном комплексе, по направленности и организации процесса оно больше соответствует программе наших подготовительных групп детского сада и называется детский сад — «детский сад», «дошкольный».
Средний возраст детей для погружения в образовательный процесс основывается на так называемой школьной зрелости, аспектах психофизиологической подготовленности ребенка. В них не входит умение читать и писать, это некоторые этапы сенсорного развития, произвольной памяти, внимания, мышления. При тестировании готовности к школе также оценивается эмоционально-волевая сфера детей, фонематический слух, мелкая моторика, познавательный интерес и базовые знания, учитывается, какая основная деятельность преобладает у дошкольника, готов ли он перейти от игры к обучению. Кроме того, немаловажным фактором является способность ребенка расстаться с осмысленной и самостоятельной взрослой деятельностью и воспринимать учителя как авторитетную личность.
Детям, не достигшим необходимого уровня развития, не рекомендуется к началу обучения, это не только повлияет на оценки и усвоение знаний, но и может значительно снизить мотивацию ребенка, отразиться на его психоневрологическом здоровье и физике. На средний возраст детей на момент поступления в образовательное учреждение ориентируются на начало проверки готовности, решение о приеме ребенка или рекомендации по направлению, необходимость дальнейших развивающих и коррекционных занятий принимаются на основании психологических тестов.
Дети школьного возраста
Школьники отличаются от дошкольников пониманием иерархических отношений, способностью выделять части и более развитым образным мышлением в целом, например способностью мысленно расставлять предметы по размеру и другим характеристикам. Анализ, обобщение, понимание принципов передачи качеств предмета, характеристики происходящего, умение учитывать две и более переменных в оценке выделяют детей школьного возраста.
В начальной школе мышление детей школьного возраста все еще тесно связано с эмпирической реальностью (Жан Пиаже), они могут думать и рассуждать только о знакомых вещах, хотя они могут расширять свои выводы от конкретных сценариев до возможных. По окончании начальной школы у детей младшего школьного возраста начинает активно развиваться этап формальных операций мышления, знаменующий переход от конкретного, наглядно-образного типа к абстрактному, словесно-логическому типу.
Ведущая деятельность младших школьников
Основная деятельность школьников — образовательная. Для него характерны следующие параметры: оперативность, обязательность, произвол. Основы этого вида деятельности закладываются в первые годы обучения. Мотивация, научное задание, контроль и оценка являются основными составляющими, согласно теории Д.Б. Эльконина, учебной деятельности.
Часто путают с аттестацией и голосованием за совершение действий. Экспериментальное учение Ш.Б. Амонашвили: Дети могут учиться без оценок, и они делают это охотно и успешно, однако отсутствие системы оценок за выполнение домашних заданий не означает отсутствия оценок. Оценить, насколько успеваемость ребенка соответствует его темпам и общепринятым нормам, можно без использования оценок, которые используются в настоящее время в первых классах общеобразовательных школ в России.
Рост и вес
Половое созревание у каждого ребенка начинается по-разному, поэтому показатели роста и веса у 10-11 летних имеют большой разброс (рост 20 см, вес 16-18 кг). Не волнуйтесь, если ваш сын или дочь ниже или выше всех в классе. У одних активный рост начинается в 10 лет, у других — в 14.
Средние показатели роста и веса детей в 10-12 лет в зависимости от пола
Более низкая скорость роста | Более высокая скорость роста | Стандарт меньшего веса | Верхний предел веса | |
10-летний мальчик | 126 см | 146 см | 24 кг | 40 кг |
11-летний мальчик | 131 см | 156 см | 26 килограмм. | 51 кг |
12-летний мальчик | 136 см | 159 см | 28 кг | 50 кг |
10 летняя девочка | 127 см | 146 см | 22,7 кг | 40 кг |
11 летняя девочка | 131 см | 157 см | 25 кг | 55 кг |
12 летняя девочка | 137 см | 159 см | 27,8 кг | 63 кг |
Физиологические изменения
В начале подросткового возраста тело начинает активно расти, примерно на 10 сантиметров в год. Также в период полового созревания у девочек проявляются признаки полового созревания:
- — начинается оволосение кожи;
- — тело становится более округлым;
- — увеличены молочные железы;
- — на лице могут появиться кожные высыпания;
- — начинается менструация.
Полезные советы родителям
- Не сопротивляйтесь проявлениям своих эмоций. Чтобы не потерять контакт с детьми в момент эмоциональной нестабильности, когда они на все реагируют чрезмерно бурно и провокационно и могут быть организованы истерики по запретам, не следует сопротивляться проявлениям их эмоций. После беспрепятственного освобождения дети готовы к конструктивному диалогу, так как не чувствуют противодействия взрослых и необходимости бороться за собственные интересы. Они понимают, что тихая беседа с вескими причинами делает гораздо больше.
- Место свободы. Контроль над детской жизнью в разных направлениях должен ослабнуть. Не стоит строго диктовать, какую одежду носить (можно только высказать свое мнение, но не употреблять виноватых слов: «хорошо», «твое дело», «все, что хочешь» и «не люблю»). Например, если вы хотите убедить подрастающую дочь, что выбранное ею платье ей не идет, лучше сделать это, объяснив ему, что оно скрывает свои сильные стороны и создает эффект несуществующих дефектов.
- Правильная оценка внешнего вида. Родители не должны недооценивать или переоценивать внешние данные своих детей. Оба вызовут комплексы. Недостатки не стоит затрагивать, а любезно показать подростку, какие у него недостатки во внешности и как их можно скрыть или даже превратить в достоинства, охарактеризовав их как индивидуальную характеристику.
Половое созревание подростка в возрасте 11-13 лет
Определяющим фактором физического развития подростка является период полового созревания. В этот критический период начинают функционировать половые железы и на коже появляются характерные прыщи. Точное время начала этих процессов во многом зависит от национальных, этнографических и климатических факторов. Например, у жителей южных регионов половое созревание наступает раньше, чем у северян. Также большое значение имеют особенности индивидуальной жизни подростка: от состояния здоровья, питания, рабочего времени, отдыха и прекращения болезней и окружающей среды. Со всеми поправками наступлением полового созревания считается возраст 12-13 лет для мальчиков и 11-12 лет для девочек. Этот процесс завершается в возрасте 15-16 и 13-14 лет (старший подростковый возраст) соответственно. По окончании этого периода, как правило, происходит разлука подростка с семьей, поиск новых отношений и впечатлений от окружающего мира. Появляется влечение к противоположному полу. Подросток стремится к любовным отношениям.
Особенности физического развития становятся одной из основных причин неуравновешенности характера подростков, эмоциональной возбудимости, относительно частых, резких и непредсказуемых перепадов настроения, что в сочетании с буйной активностью и энергией с выносливостью и недостаточной дисциплиной часто приводит к объему и легкомыслию у детей группы. Особенно опасен ранний подростковый возраст с такими проявлениями, поэтому довольно часто мы наблюдаем бега по лестнице и ерзания у 10-13-летних.
Конечно, такие черты характера отнюдь не обязательные спутники подросткового возраста. В хорошо организованной команде с твердыми и требовательными руководителями картина поведения подростков обычно иная. Однако жизнерадостность, подвижность, шумность, импульсивность и активное общение в подростковом возрасте — неизменные спутники.
Заметное развитие наблюдается в волевых качествах характера. В подростковом возрасте формируется усидчивость и настойчивость, умение преодолевать трудности и проблемы на пути к своей цели. В отличие от младших школьников подростки способны не только к индивидуальным волевым действиям, но и к полноценной деятельности. В юном возрасте ученики очень редко самостоятельно ставят цели и задачи, для достижения которых требуется усилие воли. Как правило, их поощряют к этому родители и учителя. Однако подростки гораздо чаще ставят перед собой такие задачи и самостоятельно планируют мероприятия по их решению.
Однако волевые качества в подростковом возрасте еще не полностью развиты, поэтому подросток не может проявить их во всех аспектах своей жизни. Очень часто настойчивость проявляется в одном виде деятельности (например, в спорте) за счет других (например, учебы).
Развитие ребёнка в 10-12 лет, что должен знать и уметь
В раннем подростковом возрасте, который длится от 9,5 до 12-12,5 лет, дети переходят из состояния зависимости к независимому человеку, который может полностью позаботиться о себе. В этом возрасте, независимо от пола, дети должны уметь:
- убрать квартиру;
- пользоваться стиральной машиной и стирать мелкие вещи вручную;
- готовить простые блюда с плитой или без нее;
- умываться и соблюдать все необходимые правила гигиены;
- мыть посуду;
- планируйте свое личное время и распределяйте вещи по их важности;
- отстаивать свое мнение и принимать конструктивную и обоснованную критику;
- защищайся;
- выходить из неловких ситуаций;
- неукоснительно выполнять указания родителей;
- обратиться за помощью в службы экстренной помощи и четко объяснить происходящее;
- раздавать и копить карманные деньги;
- заботиться о домашних животных;
- нести ответственность за свои действия;
- позаботьтесь о самых маленьких;
- анализировать действия и их последствия.
С 11 лет подросток должен уметь ориентироваться в магазине по составу продуктов и выбирать их не исходя из привлекательности упаковки.
С 12 лет дети становятся достаточно самостоятельными и могут оставаться дома одни на целый день. При этом они уже могут согреться или приготовить себе еду, уделить время делам и отдыху.
В раннем подростковом возрасте ребенок должен полностью овладеть школьными предметами. Более того, он уже знает и четко понимает, что он человек, у которого есть права и обязанности, а также ответственность за свои действия.
Занятия с детьми по возрастам
Занятия с детьми по возрасту также ориентированы на специфику возрастной группы и стадии развития ребенка. В дошкольных и общеобразовательных учреждениях занятия с детьми по возрасту строятся по программе, выбранной учреждением и педагогом, и могут быть направлены как на общее развитие ребенка, так и разделены на направления (эстетические, физические, интеллектуальные и др.).
При выборе типа занятий с детьми по возрасту необходимо учитывать вид основной деятельности в данной возрастной группе, особенности внимания, памяти, мышления и степень их произвольности.
Развитие детей раннего возраста
Развитие детей раннего возраста привлекает многих родителей своими многообещающими последствиями: раннее чтение «с пеленок», феноменальные предсказания памяти, необычайное интеллектуальное развитие и т.д. Если ребенок.
Так, например, методика М. Монтессори для развития детей раннего возраста не была предусмотрена самим автором, но активно применяется для детей от 1 года. В этом возрасте дети, исходя из своего естественного развития, должны расширять свои знания об окружающем мире, развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику. Детская техника Монтессори предполагает более активное развитие логического мышления, мелкой моторики, без коммуникативной связи. Это может быть уравновешено другими занятиями ребенка и играми с родителями, или это может задержать формирование необходимых навыков на этом этапе возраста, создавая ситуацию нерегулярного развития ребенка.
Развитие детей раннего возраста не должно быть односторонним, углубляться только в одной сфере деятельности, это приводит к невротизации личности ребенка, осложнениям в учебном процессе.
Развитие детей дошкольного возраста
Основная движущая сила развития детей дошкольного возраста — познавательный интерес. Это эпоха «почему», любопытства, попыток понять, как все работает, от объектов до отношений и природных явлений. Задача процесса развития дошкольников — поддерживать интерес ребенка.
Стоит помнить, что в этот период дети больше ориентируются на сам процесс, а не на результат. Они пытаются понять, как и что происходит, вне зависимости от исхода действия, поэтому, ориентируя их на соревновательный момент, попытки победить не приносят ожидаемого эффекта.
Основное занятие дошкольника — игра. Именно в формате игры должны быть организованы уроки, направленные на развитие дошкольников.
Развитие детей младшего дошкольного возраста
В соответствии с особенностями возрастного периода при составлении программы развития детей младшего дошкольного возраста необходимо помнить, что 3-4-летний ребенок является активным исследователем. Пережив кризис разлуки с матерью и самоопределения, постарайтесь самостоятельно разобраться, какие процессы и как протекают. Тщательно направляя детское любопытство в правильное русло, можно успешно развивать младших дошкольников как физически, так и интеллектуально и социально.
Интеллектуальное развитие младших дошкольников основано исключительно на практике, манипулировании предметами или наблюдении. Для полноценного и всеобъемлющего процесса развития необходимо совмещать разные виды деятельности, чередовать спокойные, активные, групповые и индивидуальные занятия и игры на улице и дома.
Стоит помнить, что на этом возрастном этапе https://medaboutme.ru/beremennost-deti/deti-obshee/ «title =» children «> дети как никогда склонны копировать поведение взрослых основанные на собственном примере и объяснениях моральных норм, поддерживаемых осмысленным поведением взрослых.
Развитие детей старшего дошкольного возраста
Если дошкольник — активный исследователь, старших детей можно назвать предприимчивыми творцами. Развитие детей старшего возраста до поступления в школу строится на основе основного вида деятельности: игры. Однако 1 сентября не означает резкого изменения основной активности ребенка в сторону учебы. Поэтому включение игровых техник для развития детей старшего возраста приветствуется как для младших, так и для старших школьников с учетом возрастных особенностей. Но включение занятий учащихся в детские дошкольные программы возможно только в игровой форме.
По-прежнему преобладает игровая деятельность, обогащенная первыми попытками мыслить абстрактно, все еще воображаемое. Социальные, сексуальные ролевые игры, связанные с разными ролями, профессиями, ситуациями, способствуют развитию детей старшего возраста, помогают понять связи между происходящим, обучаясь анализировать, прогнозировать события и реакции.
Развитие речи детей дошкольного возраста
Если в трехлетнем возрасте при нормальном темпе речевого развития у дошкольников ребенок может говорить предложениями и начинает употреблять местоимение I, то к моменту зачисления в школу (7 лет) их уже до 7000 слова в детском словаре.
Развитие речи у дошкольников проходит несколько этапов: от слоговых слов в раннем детстве ребенка до сложных предложений школьного периода. Становление и развитие грамматической части речи приходится на 3-5 лет. Дети копируют словосочетание из речи взрослых и пытаются интуитивно осваивать речь по этим правилам.
На этом этапе важно использовать правильную речь, дошкольникам следует приводить примеры употребления предложений и конструкций, а также отслеживать возможные отклонения в речевом развитии у детей разного возраста.
Переходной возраст в 15-16 лет
именно в этот период происходит наиболее активный рост тела, в результате чего девочки-подростки могут чувствовать себя неловко, а их движения — ограниченными. Для этого возраста характерно самоопределение человека, изменение его моральных устоев, возникновение интереса к противоположному полу.
Социализация в период подросткового возраста
Психология подросткового возраста довольно сложна, так как именно в этот период происходит переход от детства к взрослой жизни (поэтому его часто еще называют преходящим). Это время связано с перестройкой всех мыслительных процессов, которые, как правило, влияют на активность ученика. Поэтому воспитание подростка требует постепенного, но решительного изменения форм взаимоотношений, а также грамотного руководства со стороны взрослых (родителей и учителей). Нередко трудности в учебно-воспитательной работе с подростками школьного возраста возникают из-за незнания или незнания закономерностей и особенностей психического развития человека в определенном возрасте. Основные психологические новообразования подросткового возраста — логика мышления взрослых, чувство зрелости, формирование «Мы-концепции», эмансипация от родителей.
Чувство взрослости внешне проявляется в стремлении к независимости и уверенности в себе. Именно в борьбе за них подросток познает свои способности, удовлетворяет потребности в самоутверждении и самопознании, учится действовать самостоятельно. При этом важно, чтобы этот бой не принимал крайних форм и проводился в безопасных условиях. Ведь для подростка важна даже не сама независимость, а признание взрослыми способности самостоятельно контролировать себя.
Процесс превращения ребенка во взрослого чрезвычайно сложен, потому что он связан с:
- изменения в деятельности и условиях жизни;
- серьезная перестройка психики;
- ломать старые и укоренившиеся формы общения и взаимоотношений с людьми.
Возможно, поэтому подростковый возраст считается более трудным для воспитания и обучения, чем молодой и старый. Для подростков старые методы и формы объяснения нового материала, по сути, становятся непригодными. Если еще не так давно школьник охотно слушал подробные объяснения учителей, то теперь такая же форма знакомства с новыми знаниями часто вызывает у него скуку, равнодушие и явно обременительна. Студент, который до недавнего времени был склонен к буквальному воспроизведению изученного материала, теперь пытается раскрыть то, что он узнал, «своими словами» и часто протестует, когда его просят точно воссоздать формулы, законы и определения. Еще вчера послушный и вежливый подросток может начать проявлять недисциплинированность, упрямство, резкость и грубость. Несомненно, ранее приняв взрослые требования и инструкции, он начинает подходить к ним выборочно и критически. Он считает, что поступающие запросы и инструкции должны быть логически убедительными и достаточно мотивированными (с его точки зрения). У подростка складывается собственное мнение, которое, к удивлению учителя, часто расходится с общепринятым. Часто эти процессы сопровождаются завышенной самооценкой и необъяснимым негодованием. Все это традиционная черта подросткового возраста, которая порой становится причиной зарождающегося конфликта между учителем и учениками-подростками.
Проблемы подросткового возраста, связанные с воспитанием и обучением подростка, заключаются как раз в необходимости изменить привычные формы взаимодействия со школьниками. Методы влияния и влияния, которые были успешными в прошлом, особенно контроль над деятельностью и жизнью подростка, должны быть изменены. Часто учителю приходится находить совершенно новые средства и методы воспитательного и воспитательного воздействия, которые являются наиболее эффективными.
Отличие в развитии мальчиков и девочек
В 10-12 лет различия в развитии детей разного пола становятся все более очевидными. Парни предпочитают все больше времени проводить за играми, творческими занятиями, с девушками — чаще читают, пытаясь копировать взрослое поведение знакомых женщин. Если 10-12-летние мальчики увлеченно играют в вымышленном мире, их увлекают персонажи со сверхъестественными способностями, то девочки уже начинают интересоваться отношениями между людьми, появляется желание выглядеть девушкой или девушкой женщина. Эта разница между детьми одного возраста, но разного пола, часто приводит к тому, что в классе возникают различные конфликты между молодыми зрелыми женщинами и мальчиками, еще не вступившими в половую зрелость. Различия проявляются и в подходах к решению поставленных задач. Мальчики более склонны к нестандартным подходам, изобретая новые способы решения семейной проблемы. Девочки более консервативны, стараются следовать образцу, решают проблему привычным способом. Вследствие этой разницы мальчики 10-12 лет более склонны к нарушению правил, плохому поведению, девочки — стремятся к порядку, следуют инструкциям.
Характер и физическое развитие детей подросткового возраста
Подростковый возраст не имеет четких, абсолютных и определенных границ и характеристик. Всегда есть некоторые отличия, которые могут быть весьма значительными. Они объясняются гриппом:
- специфические социальные факторы;
- разные условия воспитания и обучения подростков.
Однако можно выделить основные характеристики и линии развития детей переходного периода. Во-первых, следует отметить, что для этого возраста характерно интенсивное и очень часто неравномерное физическое созревание. Если условно изобразить этот процесс на графике, то получится довольно характерная кривая: постепенное и закономерное развитие ребенка до десяти лет сменяется быстрым и нерегулярным подъемом, на пике которого происходит перелом и Примерно через 15 лет кривая снова становится плоской и мягкой.
Младший подростковый возраст — период быстрого роста и формирования тела. Тело быстро растет, скелет окостенел, мышечная система улучшается. При этом пик роста обычно приходится на 13 лет у девочек и 15 у юношей. Иногда подросток выглядит неловко и неловко. Во всем виновато нерегулярное физическое развитие. Особенно сильно увеличиваются в длину скелет и конечности, тогда как рост и формирование грудной клетки немного отстают. Все это обуславливает некоторые психологические черты, характерные для подросткового возраста. Подросток осознает свою неуклюжесть и угловатость, стесняется и пытается это замаскировать, принимая пафосные, а порой и неестественные позы. Часто пытается отвлечь внимание от своей внешности притворной грубостью и чванством. Даже легкое издевательство над его походкой, осанкой или фигурой может вызвать бурную реакцию, ведь подросток тяготится мыслью о том, что он смешон и смешон в глазах окружающих. Вот почему отношения в подростковом возрасте нужно строить очень осторожно, а взрослым — особенно осторожными.
Возможны также возрастные различия в развитии сердечно-сосудистой системы. В это время происходит значительное увеличение объема сердца, которое становится сильнее и работает более мощно. При этом сосуды отстают в развитии, что часто приводит к:
- кратковременные нарушения кровообращения;
- возрастное напряжение сердечной деятельности;
- повышенное артериальное давление.
В результате некоторые подростки могут иногда испытывать головокружение, временную слабость, учащенное сердцебиение, головные боли и относительно быструю утомляемость. Все это совпадает с началом интенсивной деятельности щитовидной железы и других желез внутренней секреции и, как правило, приводит к преходящим нарушениям в работе нервной системы подростка. Этим объясняется чрезмерно агрессивное поведение в подростковом возрасте. Подросткам характерны повышенная возбудимость, раздражительность и вспыльчивость, которые часто выражаются в резких реакциях.
Нервная система подростков не всегда может противостоять воздействию сильных или продолжительных однообразных раздражителей и под их влиянием часто переходит в состояние сильного возбуждения или торможения. Точно так же подростка могут поразить долгое ожидание волнующего события, обилие впечатлений или сильные нервные потрясения. Реакция на такие раздражители может быть радикально противоположной. Некоторые подростки под их влиянием становятся вялыми, рассеянными и сонными, поскольку их нервная система подавлена. Другие могут совершать поступки, совершенно необычные для них, иногда даже бессмысленные. Они становятся нервными и раздражительными, начинают нарушать дисциплину, сбивая с толку учителей и родителей.
Конечно, все это не означает, что подростковый возраст каким-то образом «отключен». К подростку не нужно относиться как к больному. Напротив, это эпоха грандиозных планов и великих дел, время активности и бурлящей энергии. И грамотный педагог должен это учитывать в процессе организации учебного процесса.
Особенности переходного возраста в 17-18 лет
На этом этапе наблюдается спад гормональных бурь, приостанавливается рост организма. В этом случае особенно ярко выражено влечение к противоположному полу. Подросток активно ищет себя, собирает ресурсы для вступления во взрослую жизнь. Этот период совпадает с окончанием школы, поэтому на девушку возлагаются новые обязанности, ей предстоит определиться со своей будущей профессией.
Переходной возраст в 13-14 лет
Примерно в этом возрасте у девочек начинаются месячные. На время их старта влияют разные факторы. «У полных девушек, как правило, раньше гормональные изменения начинаются и, следовательно, раньше наступает половая зрелость», — сказал РИА Новости психолог Станислав Иванов. Гормоны, менструации не приходят или полностью исчезают у девочек-подростков, когда в семье есть табу на родительскую сексуализацию, у девочки может заморозиться механизм превращения в женщину на психосоматическом уровне и менструация пропадает, что физиологически все в порядке, проблема в том, что чисто психологический. «В эти годы, когда репродуктивная система созревает, подросток может испытывать боли в животе, а ее общее состояние может ухудшаться.
Британские биологи выяснили возможную причину резкого развития ожирения у подростков: выяснилось, что примерно в 10-12 лет у их тела потребление энергии в покое резко падает, а аппетит не меняется.