- Физические изменения
- Нормы нервно-психического развития ребенка после года
- Методики развития детей от 1 года
- Развитие речи в 2 года
- Навыки и умения
- Отклонения веса или роста от табличных значений
- Основные периоды земного пути людей
- Становление речи
- Психологический портрет
- Интеллектуальный уровень
- Развитие памяти, логического мышления
- Счет и логика
- Речь и словарный запас
- 4 основных этапа второго года
- 1 год и 3 месяца
- 1 год и 6 месяцев
- 1 год 9 месяцев
- 2 года
- ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ — ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ВОЗРАСТ
- Игры
- Кризис двухлетнего возраста
- Характер поведения в переходный период
- Причины изменения поведения ребенка
- Таблица веса и роста ребенка по годам (от 1 до 18 лет)
- Особенности основных этапов существования личности
Физические изменения
Развитие роста у двухлетнего ребенка начинает замедляться и составляет в среднем около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5-3 кг.
- Меняются пропорции тела: рост головы прекращается, но начинается развитие и разгибание нижних конечностей.
- Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает отечность щек и живота.
- Лицо в двухлетнем возрасте теряет округлость, ноги становятся длинными и стройными.
- «Подушечки» на внутренней стороне стопы исчезают.
- За счет увеличения эластичности мышц тело ребенка становится похожим на тело взрослого человека.
Нормы нервно-психического развития ребенка после года
В первый год жизни малыша календарь развития показывал его способности с интервалом в один месяц. Это неудивительно, ведь в этот период малыш очень быстро развивается и каждый месяц узнает что-то новое. Чем старше он становится, тем медленнее этот процесс, но тем больше он закрепляется в сознании ребенка.
В возрасте 1 года и 1 месяца малыш:
- Различает отдельные предметы по форме, может выделить куб или шар.
- Играйте с другими детьми: например, он раздает игрушку, сопровождая свои действия заиканием или смехом.
- Самостоятельно играйте с игрушками, выполняйте с ними различные действия.
- Понимает названия отдельных предметов, знает слово «нет», выполняет несложные задания.
- Узнает знакомых людей на фотографиях.
- Самостоятельно играйте с игрушками, выполняйте с ними различные действия.
- Ходить в одиночестве.
- Легко имитируйте отдельные слоги и произносите 5-10 слов.
- Он пьет один из чашки.
В 1 год и 2 месяца навыки малышки улучшились. В этом возрасте ребенок быстро учится. Он активно познает окружающий мир, поэтому очень важно уделять ребенку пристальное внимание: читать стихи и сказки, играть в развивающие игры, слушать с ним музыку.
1 год 3 месяца
Начиная с года, этапы развития ребенка делятся на трехмесячные интервалы. И теперь нужно реже посещать педиатра при условии, что малыш здоров.
- Играйте в одиночку или с другими детьми.
- Он воспроизводит действия, выученные в игре, например, кормление куклы с ложки, сборка пирамиды.
- Сама густая каша кушать ложкой.
- Различайте два предмета разного размера, например, маленький и большой мяч.
- Он долго ходит один, меняет положение тела: садится — встает.
- Он заикается и использует легкие слова: «мама», «давай», «бац» и т.д.
В возрасте 1 года и 4 месяцев запас понятных слов у ребенка значительно увеличивается. Вам может показаться, что он знает все, о чем вы говорите, но пока он не может выразить все свои мысли словами. Поговорите с малышом: во время прогулки рассказывайте обо всем, что видите вокруг, а пока кормите грудью — сопровождает свои действия словами. Поощряйте ребенка к разговору: например, если он хочет взять со стола яблоко, позвольте ему сказать: «Дайте мне!».
1 год 6 месяцев
Вот некоторые особенности развития ребенка через год и шесть месяцев, о которых стоит помнить:
- Он может сравнивать предметы по форме и размеру. Например, сопоставьте кубики с кубиками.
- Движения становятся более согласованными. Теперь малыш не просто ходит, а может перелезать через предметы, лежащие на полу и т.д.
- Назовите отдельные предметы словами, обычно в состоянии удивления, радости или других сильных эмоций.
- Он воспроизводит действия, которые он часто видит в повседневной жизни: он кормит и моет куклу, катит коляску и т.д.
- На словах найдите несколько предметов, похожих по смыслу, но разных по цвету и размеру. Например, если вы попросите ребенка принести мяч, он может дать вам два мяча: синий и красный, выбрав их из других игрушек.
- Ешьте жидкую и твердую пищу только ложкой.
1 год 9 месяцев
Спустя три месяца у малышки появляются новые навыки:
Вот как развивается малыш в 1 год и 3 месяца:
- Во время игры различать предметы разного размера и цвета.
- Он может ходить на небольшой высоте от пола (15-20 см), например, играя на детской площадке.
- Она может раздеться с помощью взрослого.
- Говорите предложениями из двух слов.
- Он охотно отвечает на вопросы взрослого, например, глядя на картинки в книге.
В это время у ребенка появляется желание все делать сам. Родители должны ценить это и всячески поощрять ребенка. Если ребенок пытается снять кофточку, похвалите его и немного помогите — через время он отлично справится с этой задачей самостоятельно. Начните учить ребенка ставить игрушки на место — по крайней мере, одну из его любимых. Ребенок с радостью удовлетворит запросы взрослых, ведь таким образом он сможет продемонстрировать родителям свои умения и способности.
2 года
В двухлетнем возрасте ребенок:
- он ориентирован на игрушки, различает их по цвету, форме и размеру, может что-то собрать по запросу — например, принести все шары, все красные игрушки и т.д.
- Проигрывает логически связанные действия в игре. Например, он сначала купает куклу, затем чистит ее и укладывает спать.
- Уверенно шагайте, преодолевайте препятствия.
- Общаясь со взрослыми, он составляет слова из 2–3 предложений. Задаёт вопросы: где, где?
- Она старается самостоятельно одеваться и успешно справляется с этим с помощью взрослого.
Методики развития детей от 1 года
Через год у детей появляется интерес к бумаге и карандашам. Помогите ему освоить эти новые и удивительные для него вещи. Покажите мне, как правильно держать и использовать карандаш: возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте простые фигуры. Маленький удивится, увидев цветок или домик, выскочивший из-под вашей руки, поэтому он попросит вас дать ему карандаш и нарисовать его первый «шедевр».
Поначалу на этих рисунках будет сложно различить узнаваемые фигуры. Скорее это будут каракули, но сколько радости принесете вы и ваш малыш! Для детей этого возраста лучше всего покупать специальные карандаши — восковые, они не ломаются, не имеют заостренных концов и совершенно безвредны — даже если ребенок попробует карандаш на вкус, что непременно попытается сделать ваш неугомонный.
Особый интерес у детей вызывают животные и различные движущиеся предметы. Если вы спросите ребенка, он с удовольствием покажет вам, как лает собака, мяукает кошка или какой шум издает машина.
Игры также становятся более значимыми: беспорядочный период запуска сменился периодом создания. Первое творение — башня из двух, а возможно, даже из трех кубиков.
Развитие речи в 2 года
Какие языковые навыки должны быть у 2-летнего ребенка? В чем особенность языкового развития у детей этого возраста?
- Говорите простыми предложениями;
- В основном, имена имена;
- Нечасто употребляйте глаголы в речи;
- Он просит и выражает свои потребности (хочу, дайте, пожалуйста, спасибо и т.д.)
- Имеет большой пассивный словарный запас;
- Речь эмоционально окрашена, сопровождается жестами и мимикой;
- Они могут произнести около 200 слов;
- Он задает вопросы (что? Где? Когда?).
В 2 года речь ребенка приобретает коммуникативную функцию. Также дети часто выражают свои действия. Чем больше времени вы проводите с ребенком и разговариваете с ним, тем интенсивнее будет развиваться его речь.
Навыки и умения
Достигнув двухлетнего возраста, ребенок может самостоятельно ходить и постепенно осваивает язык. Эти два навыка — его основные достижения. Освоение новых территорий вызывает колоссальные изменения в физическом и психическом состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия поступательного движения преследует ребенка. Ему нужно все увидеть и потрогать.
Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятельный
Развитие мобильности будет наблюдаться еще несколько лет, и обеспечение возможности передвижения — одна из первых задач родителей.
Навыки, полученные в раннем возрасте, останутся в памяти навсегда. В двухлетнем возрасте мальчики и девочки уже умеют:
- рисовать карандашом на листе бумаги бесполезно;
- используйте словарный запас менее ста слов;
- поиграйте в кубики или соберите конструктор из трех частей;
С двухлетнего возраста ребенок может собрать несложный конструктор - несколько раз прослушайте любимую песню или рассказ;
- общаться со сверстниками даже без слов.
Отклонения веса или роста от табличных значений
Не стоит паниковать при минимальном расхождении со значениями, приведенными в таблице, и вот почему:
- Во-первых, таблицы роста и веса ребенка содержат ориентиры, какими в идеале должны быть вес и рост ребенка, без учета многих других факторов. Иногда родители недоношенных детей по ошибке используют стандартную таблицу для сравнения, тогда как существуют специальные таблицы для оценки развития недоношенных детей.
- Скорость роста и набора веса у каждого ребенка уникальна. В первый год жизни малыши развиваются семимильными шагами. Например, в период введения прикорма вес ребенка может не достичь «нормы» из-за адаптации к новому виду питания, а не из-за патологии.
Это не значит, что отклонения от нормы следует игнорировать, но лучше рассматривать их как повод обратить внимание и проконсультироваться со специалистом для выявления возможных проблем со здоровьем или убедиться, что их нет.
Основные периоды земного пути людей
Рассматривая существование индивида, можно выделить основные периоды жизни человека:
- молодежь;
- зрелый возраст;
- старость.
На каждом этапе человек приобретает что-то новое, пересматривает свои ценности, меняет свой социальный статус в обществе.
Основу существования составляют периоды жизни человека. Характеристики каждого из них связаны с ростом, изменениями в окружающей среде, настроении.
Становление речи
В двухлетнем возрасте происходит активное развитие речи ребенка. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок может не только задавать вопросы одним словом, но и строить небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своей неугомонностью, рассказывать сказки и сказки. И ни в коем случае нельзя перекручивать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.
Двухлетний ребенок не всегда может четко выразить свои желания словами. Нужно запастись терпением, постараться полностью его выслушать и понять, чего хочет ребенок.
Психологический портрет
На третьем году жизни ребенок проявляет характеристики, о которых должны знать родители. В этом возрасте психология ребенка такова, что он не приемлет давления и старается добиться максимальной свободы. Надо постараться дать ему больше прав, но при этом объяснить, что у крохи есть определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить строитель, вымыть руки. Важно не заставлять ребенка что-то делать, а создать условия, чтобы он сам захотел это сделать. Перечислим характерные психологические особенности 2-3-летних детей:
- нервная система уже может выдерживать стресс, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него меньше истерик, его психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
- период бодрствования продлен до 7 часов;
- появляется настойчивость, развиваются терпение и целеустремленность;
- он больше не может мгновенно переключаться между играми, это происходит более плавно, чем раньше.
Ребенок этого возраста постоянно совершенствует свои навыки и способности. В это время может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет ребенку многому научиться. Например, надеть носки, тапочки, расстегнуть пуговицы, есть аккуратно с ложки, не оставляя пятен на одежде.
Кроме того, для этого периода характерны стремление к социализации, поиск контактов со сверстниками, самосознание во взрослом обществе. Отмечается, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:
- перенимать стиль поведения общества, соблюдать правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
- повторить действия взрослых, их жесты, слова, отметить некоторые характерные особенности.
Привычное многим мамам желание что-то делать самостоятельно никуда не уходит, ребенок также пытается самостоятельно выполнить какие-то сложные действия. В этом возрасте возникает самосознание: ребенок перестает говорить о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «Я».
Сейчас родители замечают признаки начала пресловутого «трехлетнего кризиса». Очень важно обозначить допустимые пределы независимости и не отклоняться от согласованных правил. Например, мама и папа имеют право запретить ребенку пользоваться безнадзорной бытовой техникой, открывать окна, брать в руки нож. При этом легко справится с детскими столовыми приборами: вилкой и ложкой, вымыть руки самостоятельно, встать на небольшой стул и так далее
Интеллектуальный уровень
Далее мы перечислим особенности развития 2-3-летних детей — их интеллектуальное и логическое мышление. Все вышеперечисленные нормы утверждены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию детей. Однако они лишь ориентировочные. Если двухлетний ребенок как-то не дотягивает до среднего, есть смысл работать с ним в этом направлении. Давайте узнаем, что нужно понимать, запоминать ребенку и насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.
Развитие памяти, логического мышления
Внимание двухлетнего ребенка все еще нестабильно, но чем старше он становится, тем больше времени он может уделять какой-либо деятельности. Ближе к трем годам ребенок должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то интересовало. Это может быть новая игрушка, мультик, занятие с мамой.
В этом возрасте память быстро развивается: ребенок может вспомнить самые значимые события своей жизни, произошедшие неделю, месяц и более назад. Например, ребенок может вспомнить, что он ходил с мамой и отцом к бабушке, ходил в цирк или нашел под елкой подарок от Деда Мороза.
Что может делать ребенок:
- правильно соединить части складной игрушки, в которой не менее 4 компонентов: собрать пирамиду, составить картинку из простых пазлов, построить башню из кубиков;
- возможность идентифицировать объект по одной из его деталей: крылья принадлежат бабочке, колеса — пишущей машинке;
- определить, какого цвета объект;
- уметь различать — одинаковые или разные игрушки, какая кукла большая, а какая маленькая;
- различать форму предметов: квадрат, круг, треугольник;
- разобраться в значениях определений: эта игрушка мягкая, чай горячий, стул тяжелый;
- определить недостающие части на изображении: какого персонажа художник забыл нарисовать хвост, у кого отсутствуют уши и так далее;
- найти объект по его характеристикам;
- возможность рассказать матери, что он увидел на рисунке, на фотографиях — сколько персонажей в доме, что каждый из них делает, что носит;
- поговорим о том, чем ты занимался весь день.
Если что-то из вышеперечисленного еще недоступно ребенку, то необходимо тренировать этот навык. Правильное воспитание ребенка предполагает стимулирование логического мышления: научить его рассказывать услышанное, описывать образы, акцентировать внимание.
Счет и логика
Ребенка в этом юном возрасте уже следует руководствоваться простыми математическими понятиями. Ребенка уже можно научить считать, объясните, что счет ведется слева направо. Следите за тем, чтобы маленький ученик не терял числа при счете. На третьем году жизни ребенка можно узнать:
- считать до 5;
- помните, что на руках пять пальцев;
- уважение: больше, меньше, шире, длиннее;
- понимать, что на изображении нарисовано много объектов или один объект;
- соотносит слова со знакомыми числами: три стула в комнате, два окна;
- покажи, что вверху, что внизу.
Речь и словарный запас
В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок может иметь словарь на 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые предложения, состоящие из 3-4 слов. К трем годам ребенок сможет свободно произносить сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на уровне, который понимает суть рассказов, что он воспринимает описание объекта, которого он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:
- Знайте названия предметов, которые они видят, которые используют они и их родители. Понимание их функции, степени важности.
- Они руководствуются такими обобщениями: «животные», «птицы», «транспорт», «тарелки», они определяют, что из увиденного принадлежит той или иной группе.
- Начните осваивать слова для действий. Они знают, как сказать машина едет, самолет летит, мама варит суп, медведь на фото ест.
- Они понимают, в чем смысл некоторых профессий, понимают, чем занимается швея, водитель, почтальон.
- Они отвечают на простые вопросы. Если ребенок склонен отвечать на односложные слова, необходимо стимулировать его дать развернутый ответ.
- Задавайте вопросы взрослым.
- Они могут знать пару простых стихов до 4 строк.
- С помощью мамы они пытаются составить рассказ из рисунка или фотографии.
- Они узнают животных или героев мультфильмов по характерным звукам: свинья издает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
- Дети с трехлетнего возраста могут использовать в речи существительные, глаголы, определения.
- Ребенок старается общаться не только со взрослыми, но и с детьми.
4 основных этапа второго года
Чтобы проследить динамику основных сфер развития ребенка 1-2 лет, принято делить этот период на 4 временных интервала по 3 месяца. У каждого из них есть свои отличительные особенности.
1 год и 3 месяца
Ребенок все еще совершенствует свои навыки ходьбы. Несмотря на то, что маме кажется, что малыш достаточно быстро бегает, она все равно быстро устает. Поэтому на прогулке коляска всегда должна быть под рукой.
Мальчик теперь немного герой — он пытается найти свой самый трудный путь: преодолевать лужу, колодцы-бугорки, подниматься на возвышенность, упорно повторяя действия много раз, даже если первое не сработало.
Родители должны быть очень осторожны с типом кальки, которую ребенок снимает с них: привычки, поведение, используемые слова, оценки других и так далее (взрослые!).
Теперь полезно поиграть с ребенком в имитационные сюжетные игры (кормление, катание, купание, встряхивание игрушек, мытье для них посуды, подметание). Кроме того, ребенку понравятся игры в поисках, прятки, мячики.
Языковое развитие все еще находится на стадии автономной речи: ребенок заикается и звукоподражает (возможно, даже парочку простых «настоящих» слов), понимает и выполняет простые просьбы.
Нервная система малыша еще развивается, поэтому действует исключительно на эмоциях, не осознавая возможных последствий. Маленький следопыт изучает абсолютно все вокруг: от пятнышка на ковре или камешка в луже до крючка в стене или прилетевшей стрекозы. При этом он хочет быть все более независимым, поэтому его будет совершенно бесполезно убеждать, что класть лягушку в карман или вытаскивать пакеты из урны — это плохо. Сейчас для родителей важно предоставить своему ребенку пространство для изучения, разумно защищая его. Ведь ему еще чужды чувство страха или опасности. Это значит, что окружающее пространство необходимо «очистить» от опасных предметов (утюги, открытые розетки, раздвижные коврики, неустойчивую мебель). А во дворе постоянно объясняют, почему делать то или иное опасно.
Не запрещайте ребенку успокоиться! Ваши табу должны быть аргументированы и понятны ребенку, иначе ему не останется места для развития.
Что может делать ребенок в этом возрасте?
- используйте указательный жест;
- ходьба (если не самостоятельно, то цепляние за мебель или руку взрослого человека);
- стоять, подниматься по лестнице, бегать;
- наклониться над упавшим предметом;
- хлопать в ладоши;
- наслаждаться своим отражением, глядя в зеркало;
- затяните носки, вытяните ручки для ног, чтобы облегчить их ношение;
- вилкой, ложкой, чашкой;
- катать мяч;
- «Каракули» карандашами или фломастерами;
- использовать в речи жесты, качать головой («нет»), показывать «тихим» жестом»;
- запускать игры;
- показать части тела;
- раскидать и сложить игрушки в емкость;
- следит за реакцией родителей на определенные действия (особенно те, которые нарушают запрет).
1 год и 6 месяцев
Развитие детей на этом этапе отличается тем, что их любимыми игрушками становятся предметы домашнего обихода, папиный инвентарь, кухонная утварь и посуда. Поэтому нет смысла заваливать ребенка бесчисленными стильными игрушками. Важно разрешить использование в игре тех предметов, которые ему нравятся (мамина кухонная тетрадь, черпак или бигуди, папиные отвертки, метла, лопата, дуршлаг и т.д.).
Физически это все та же неугомонность. Однако родителям следует помнить, что ребенок еще не умеет достаточно координировать свои ноги, поэтому часто может упасть, его по очереди «заносит». Но остановит ли это маленького первооткрывателя?
Ребенок очень бурно выражает эмоции по отношению к близким: как положительные, так и отрицательные. Ей очень скучно, когда мама или папа надолго в отъезде. Если в семье начинается разлад или что-то резко меняется в привычном образе жизни, это серьезный стресс для ребенка.
Ребенок стал настоящим уборщиком: его раздражает грязная одежда или руки. Начинается процесс приучения к горшку.
Что касается языковых навыков, то они значительно улучшились: ребенок может произносить до десяти (и даже больше) истинных двухсложных слов. Пассивный словарный запас растет, ребенок лучше понимает речь взрослых, их интонацию.
Купите для своего ребенка набор матрешек, сортировщиков, пирамидок, простых пазлов. Вы можете купить или создать свой пальчиковый кукольный театр. Это полезно для развития речи, мышления, моторики ребенка.
Что сейчас делает мальчик?
- Выбирайте питомцев из игрушек или животных.
- Когда взрослые читают книгу, переворачивайте страницы.
- Пой Пой.
- Покоряйте и исследуйте различные поверхности.
- Снимите одежду (не всю).
- Сортируйте предметы по размеру, форме, цвету.
- Соедините по 2-3 слова каждое, пытаясь составить содержательное предложение.
- Чистите зубы с помощью родителей.
1 год 9 месяцев
Ребенок продолжает впитывать поведение и манеры других, особенно родителей, как губку, поэтому важно, чтобы пример всегда был достойным.
Бег и ходьба остаются центральными элементами физического развития. Ребенок пытается преодолевать самые высокие точки препятствий, пытаясь доказать свои способности. Так что родителям стоит максимально внимательно относиться к маневрам ребенка, чтобы успеть поднять, поддержать или поднять его. Но теперь на прогулку можно отказаться от коляски в пользу трехколесного велосипеда с ручкой. Пусть малыш подольше научится ходить и тренирует вестибулярный аппарат.
На этом этапе ребенок становится внимательнее, приобретенный опыт заставляет задуматься о последствиях своих действий. Но истерики и истерики участились. Так что родители должны научиться изменять ребенка, отвлекать, «гасить» капризы.
Несмотря на наличие в лексиконе нескольких десятков слов, большинство из них до сих пор остаются «ерундой», поэтому создаваемые им «предложения» часто звучат трогательно, хотя и вполне понятны. Их полезно записать в семейный альбом, так будет интересно запомнить эти трогательные моменты.
Сделайте ролевые игры более сложными. Позвольте малышу позаботиться о своих кроликах: покормить, одеть, выгуливать, раскачивать. Играют продавцы и покупатели, врачи. В таких играх полезно научить ребенка дружбе, общению и помощи.
Что ребенок узнал за эти месяцы?
- Раздеться.
- Попросите горшок.
- Мойте ручки, чистите зубы с помощью родителей.
- Имитация новых действий взрослых (например, вынос мусора в урну).
- Постройте 3-4 кубических башни.
- описывать в книгах простейшие иллюстрации элементарно.
- Правильно использовать дверь (открывается-закрывается ручкой).
2 года
Психология этого возраста такова, что ребенок превращается в настоящего «помощника» матери, старающегося участвовать во всех ее домашних делах. Хотя зачастую такая «помощь» только увеличивает рабочее время, матери ни в коем случае нельзя отворачивать ребенка, упрекая его в бездарности. Это может не только отбить желание работать, но и вызвать комплекс неполноценности.
Теперь договориться с ребенком намного проще, он понимает, что значит ждать. Он понимает пол — свой и других детей — предпочитая играть с представителями того же пола, перенимая их поведение и способности. Ребенок умеет делиться своими игрушками. Он уже понимает значение слова «должен», чутко реагирует на похвалы и упреки родителей.
Также произошли изменения в языковом развитии. Ребенок может понять рассказ из простых предложений (куда они пошли, что они сделали, куда мы идем). Ребенок может выполнять более сложные задания (из 2-х и более действий). Активный словарный запас ребенка может содержать до 200 слов, он может составить предложение из трех слов, закончить стих стихотворения, запомнить небольшой стишок.
Ваш малыш сейчас в том возрасте, когда вы можете начать изучать цветы и геометрические фигуры. Купите для этого специальные инструкции. Будет полезно разрабатывать лотереи, пазлы и особенно музыкальные инструменты и игрушки, играющие мелодии. Помните, что развитие ребенка будет полным только в том случае, если родители будут с ним играть, подавать пример, учить, помогать, общаться.
Что может делать ребенок в этом возрасте?
- Держите равновесие, прыгайте, ходите во все стороны.
- Прыгайте или объезжайте небольшие препятствия.
- Поднимитесь по склону.
- Бросьте мяч над головой, поймайте его.
- Катайся на детских машинках.
- Инвалидная коляска «Драйв.
- Проведите прямую линию.
- Иди в ванную комнату без «происшествий».
- Учите несколько слов в день.
- Надевай и снимай сам.
- Разберитесь в значениях слов «хорошо» и «плохо».
- Понимание слов с противоположными значениями (большой — маленький, высокий-низкий, холодный-горячий).
ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ — ОЧЕНЬ РАНИМЫЙ ВОЗРАСТ
В этом возрасте ребенок испытывает ненасытное стремление к исследованиям и автономии («я», «я один», «я сам»).
Существует возрастное явление — капризы 2-го года жизни, которые сопровождают социальное развитие детей (их проявления: истерики, немотивированный плач, негативные и протестные реакции и т.д.). Такое поведение отражает неспособность ребенка четко выражать свои потребности и желания, а также относительную социальную незрелость детей, только начинающих говорить (отсутствие сформированности эмоционально-волевой сферы).
Несоответствие сложного импульсного контроля и когнитивных способностей 1-2-летних увеличивает риск случайных травм: падений, порезов, ударов предметами, ожогов, укусов животных. А также первые инфекции, занесенные изо рта грязными руками (кишечные, ТВК, глисты). Отсюда необходимость чаще мыть пол и руки ребенка.
Соблюдайте все меры предосторожности, но не подавляйте активность ребенка. Напротив, он создает все условия для правильного развития и тренировки всех положительных качеств, с которыми рождается ваш ребенок, с учетом всех факторов риска.
Самый ценный секрет всех прекрасных малышек основан на материнской нежности. Ребенку нужно гладить так же, как воздух и пищу. Ребенка нужно гладить, возиться с ним, а не жить. Конечно, не всегда, но часто. И даже если у вас нет свободного времени, найдите пятнадцать минут для поцелуев и нежности.
Игры
Игры занимают одно из первых мест в обучении. В возрасте двух лет многие дети развивают навыки обращения с карандашами, глиной и акварелью.
Чтобы ускорить развитие мелкой моторики пальцев рук у детей, вы можете научить ребенка рисовать кистью или просто пальцем, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном к стена комнаты.
В двухлетнем возрасте можно играть с ребенком в ролевые игры
В песочнице двухлетние девочки и мальчики уже способны на большее, чем просто рыть яму. Они смогут лепить пасхальные куличи, если этому научат, или подготовят почву для пишущей машинки. Дома можно попробовать поиграть с куклой: вымыть ее, накормить, уложить спать. Девочки особенно любят эти игры. На протяжении всей игры воспитываются такие качества, как любовь и забота. Попутно изучаются предметы повседневного обихода: мыло, полотенце, полотенце.
К двухлетнему возрасту и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, ему нравится вытаскивать катящийся мяч из-под стула или играть в прятки. Вы можете попробовать вместе отгадывать простые головоломки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им ответить, хорошо сделать большие рисунки с изображением предмета или животного, которые необходимо отгадать, а в случае затруднений показать. Здесь происходит развитие памяти и сообразительности.
Но имея дело с двухлетним ребенком, всегда следует помнить, что в двухлетнем возрасте дети не могут долгое время выполнять одни и те же действия. Им сложно просидеть на одном месте больше получаса, поэтому все занятия следует ограничить по времени.
Кризис двухлетнего возраста
Часто матери детей, достигших двухлетнего возраста, замечают, что внезапно в поведении ребенка начинают происходить изменения, причем не в лучшую сторону. Если еще три месяца назад она была послушной и выполняла любую просьбу, то теперь ребенку заменили. Капризы, переходящие в прихоти, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Как и прежде, отвлечь кричащего ребенка, переключить его внимание на другой объект становится все труднее.
Двухлетние истерики — обычное дело
Психология такого поведения ребенка определяется как двухлетний кризис.
Характер поведения в переходный период
Прихоти могут проявляться в самых разных формах. Решив исполнить свое желание, ребенок громко кричит, с рыданиями падает на пол или начинает бить всех вокруг, ломая и бросая игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причин такого ненадлежащего поведения несколько. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования иногда просто невозможно выполнить.
Истерика в магазине за игрушку
Например, войдя в магазин, ребенок начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, все поправить и просто взять медведя или машинку, заканчиваются плачем, переходя в истерику.
Родители качают головами, с ужасом вспоминают, когда и где они вели себя не так, как должны, что скучали по воспитанию детей. И они не находят ответа.
Причины изменения поведения ребенка
Объяснить такую психологию поведения двухлетних детей несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою независимость и ему необходимо осваивать новые отношения с окружающим миром. Если раньше он был заодно со взрослыми, то теперь ребенку кажется, что он справится со всеми задачами самостоятельно, а воспитание родителей нарушает его личность. Конечно, желание быть независимым следует приветствовать и поощрять, но только постольку, поскольку это не представляет опасности для здоровья ребенка. Детские капризы и непослушание — цена переходного периода.
Проверить границу дозволенного
С двухлетнего возраста дети начинают исследовать границы дозволенного. Многие родители отметили, что стоит отказать ребенку в некоторых его пожеланиях, например, не включать мультик, так как пора ложиться спать, он начинает истерически плакать и биться. Он исчезает мгновенно, если включить телевизор.
Негативизм через два года
Двухлетний ребенок начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдать за результатом.
Если реакция на его действия каждый раз одинакова, память исправляет это нормально. И в следующий раз, пытаясь получить желаемое, ребенок дергает за обычные ниточки, ожидая обычного результата.
Прихоть — это просьба о внимании
Со временем ребенок должен почувствовать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и все разрешено, значит, что-то не так, где-то есть опасность.
Устраивая истерику, ребенок совсем не рассчитывает получить то, что требуется. Он ждет сопротивления окружающих, которые обеспечат его безопасность.
Таблица веса и роста ребенка по годам (от 1 до 18 лет)
В таблице приведены средние значения роста и веса ребенка от 1 до 18 лет для мальчиков и девочек.
Возраст | Девушки | Мальчики | ||
Вес (кг | Высота (см | Вес (кг | Рост, кг | |
1 год 3 месяца | 10,52 ± 1,27 | 76,97 ± 3,00 | 11,40 ± 1,30 | 79,45 ± 3,56 |
1 год 6 месяцев | 11,40 ± 1,12 | 80,80 ± 2,98 | 11,80 ± 1,18 | 81,73 ± 3,34 |
1 год 9 месяцев | 12,27 ± 1,37 | 83,75 ± 3,57 | 12,67 ± 1,41 | 84,51 ± 2,85 |
2 года | 12,63 ± 1,76 | 86,13 ± 3,87 | 13,04 ± 1,23 | 88,27 ± 3,70 |
2 года 6 месяцев | 13,93 ± 1,60 | 91,20 ± 4,28 | 13,96 ± 1,27 | 81,85 ± 3,78 |
3 года | 14,85 ± 1,53 | 97,27 ± 3,78 | 14,95 ± 1,68 | 95,72 ± 3,68 |
4 года | 16,02 ± 2,30 | 100,56 ± 5,76 | 17,14 ± 2,18 | 102,44 ± 4,74 |
5 лет | 18,48 ± 2,44 | 109,00 ± 4,72 | 19,70 ± 3,02 | 110,40 ± 5,14 |
6 лет | 21,34 ± 3,14 | 115,70 ± 4,32 | 21,9 ± 3,20 | 115,98 ± 5,51 |
7 лет | 24,66 ± 4,08 | 123,60 ± 5,50 | 24,92 ± 4,44 | 123,88 ± 5,40 |
8 лет | 27,48 ± 4,92 | 129,00 ± 5,48 | 27,86 ± 4,72 | 129,74 ± 5,70 |
9 лет | 31,02 ± 5,92 | 136,96 ± 6,10 | 30,60 ± 5,86 | 134,64 ± 6,12 |
10 лет | 34,32 ± 6,40 | 140,30 ± 6,30 | 33,76 ± 5,26 | 140,33 ± 5,60 |
11 лет | 37,40 ± 7,06 | 144,58 ± 7,08 | 35,44 ± 6,64 | 143,38 ± 5,72 |
12 лет | 44,05 ± 7,48 | 152,81 ± 7,01 | 41,25 ± 7,40 | 150,05 ± 6,40 |
13 лет | 48,70 ± 9,16 | 156,85 ± 6,20 | 45,85 ± 8,26 | 156,65 ± 8,00 |
14 лет | 51,32 ± 7,30 | 160,86 ± 6,36 | 51,18 ± 7,34 | 162,62 ± 7,34 |
15 лет | 56,65 ± 9,85 | 161,80 ± 7,40 | 56,50 ± 13,50 | 168,10 ± 9,50 |
16 лет | 58,00 ± 9,60 | 162,70 ± 7,50 | 62,40 ± 14,10 | 172,60 ± 9,40 |
17 лет | 58,60 ± 9,40 | 163,10 ± 7,30 | 67,35 ± 12,75 | 176,30 ± 9,70 |
Особенности основных этапов существования личности
Периоды жизни человека имеют свои особенности: каждая фаза дополняет предыдущую, приносит с собой что-то новое, чего еще не было в жизни.
Молодости присущ максимализм: происходит зарождение умственных и творческих способностей, завершаются основные физиологические процессы роста, улучшается внешний вид и самочувствие. В этом возрасте устанавливается система жизненных ценностей, время начинает цениться, повышается самоконтроль и происходит переоценка других. Человек определен со своим жизненным направлением.
Достигнув порога зрелости, человек уже достиг определенных высот. В профессиональной сфере занимает стабильную позицию. Этот период совпадает с укреплением и максимальным развитием государства всеобщего благосостояния, решения принимаются осознанно, человек не уклоняется от ответственности, ценит настоящее, может простить себе и другим допущенные ошибки, реалистично оценивает себя и другие. Это эпоха успеха, покорения вершин и получения максимальных возможностей для своего развития.
Старость больше ассоциируется с потерями, чем с приобретениями. Человек заканчивает работу, меняется его социальное окружение, появляются неизбежные физиологические изменения. Однако человек все же может заниматься личностным развитием, в большинстве случаев это происходит больше на духовном уровне, на развитии внутреннего мира.