- Общее описание периода
- Сколько лет дошкольникам?
- Особенности психического развития
- Физическое развитие
- Что нужно уметь ребенку?
- Речевое развитие в среднем дошкольном возрасте
- Основные возрастные кризисы
- Детский возраст ребенка: дошкольники и ученики
- Дети дошкольного возраста
- Особенности детей дошкольного возраста
- Дети школьного возраста
- Особенности развития эмоциональной сферы личности
- Развитие детей дошкольного возраста (4-5 лет)
- Коротко о детских страхах
- Виды деятельности
- Дети шестого года жизни
- Коммуникации
- Развитие и воспитание ребенка по возрастам
- Дети среднего дошкольного возраста
Общее описание периода
Для характеристики любой возрастной группы принято использовать три составляющих:
- ситуация социального развития;
- основной вид бизнеса;
- психические новообразования.
С точки зрения развития социальной ситуации период характеризуется большой самостоятельностью ребенка, который постепенно начинает выстраивать собственную цепочку отношений, познает мир через игру, часто подражая своим родителям. Ребенок всеми силами стремится включиться во взрослую жизнь.
Основное занятие — это ролевая игра, которая помогает не только развлечься, но и сформировать у ребенка самые важные концепции, помогает ему ориентироваться в межличностных отношениях и обществе в целом. Итак, играя в «Дочки и матери», дети постепенно начинают осознавать ценность семьи, совместной работы, общения со сверстниками.
С точки зрения новообразований психики особенно важен дошкольный возраст, так как в это время происходит развитие наглядно-образного мышления, то есть ребенок постепенно начинает переходить от понимания конкретных предметов к пониманию абстрактные явления. Усложняется и развивается память, речь, появляются различные эмоции.
Сколько лет дошкольникам?
В рамках рассматриваемого возраста принято выделять три периода:
- младший (3-4 года);
- средний (4-5 лет);
- старше (5-7 лет).
Каждый из них имеет свои особенности, поэтому очевидно, что трехлетний ребенок существенно отличается от шестилетнего.
Особенности психического развития
Отличительной особенностью психического развития четырехлетнего ребенка является произвольность и осознанность функционирования процессов памяти, внимания и восприятия.
В целом для психического развития характерны следующие особенности:
- Первоначальное развитие волевых качеств;
- Преобладание наглядно-образного мышления;
- Осуществление практической деятельности на основе опыта;
- Исходные задатки развития логико-словесного мышления;
- Возможность увеличения объема и хранения;
- Внимание становится более устойчивым и сосредоточенным. Дети могут заниматься чем-нибудь в течение двадцати минут;
- Доминирование эгоцентричной позиции в умственной деятельности и поведенческих процессах;
- Развитие интеллектуального общения.
Физическое развитие
В промежутке от 3 до 7 лет происходит прибавка в массе тела, дети становятся выше, конечности удлиняются, молочные зубы начинают постепенно заменяться коренными зубами.
Исследователи выделили следующие особенности физического развития дошкольников:
- вес увеличивается примерно на 2 кг в год (с 3 до 5 лет);
- окружность головы до 5 лет ежегодно увеличивается на 1 см, от 5 до 7 лет — на ½ см;
- окружность груди ежегодно увеличивается на 1,5 см.
родителям важно следить за тем, чтобы ребенок во время игры или рисования сидел правильно, иначе велик риск неправильной осанки, наклонов, сколиоза и проблем со здоровьем.
Что нужно уметь ребенку?
Такой большой ассортимент делится на:
- Юниор (3-4 года);
- Средний (4 — 5 лет);
- Пожилой (5-7 лет).
Каждый из этих периодов характеризуется изменениями в различных областях, которые хорошо видны и отчетливо видны:
- Поведение (пробовать разные роли, имитировать, играть);
- Навыки и навыки;
- Физическое развитие;
- Социализация;
- Психические новообразования.
Существует множество концепций и теорий развития личности, которые делят всю жизнь человека на фазы. Если попытаться обобщить эти концепции, человек с рождения проходит стадии младенчества, раннего возраста, детского сада и средней школы. Затем наступает юность или половая зрелость, затем юность, зрелость и старость.
В зарубежной психологической литературе указываются и другие хронологические периоды, которые определяются другими терминами.
В ходе игры младшие дошкольники воспроизводят действия взрослых, но они не готовы самостоятельно придумывать и развивать сюжет и диалоги. В 3-4 года наступает так называемый трехлетний кризис, когда ребенок начинает осознавать себя как личность и проявляет упрямство, упрямство, чрезмерную (по мнению родителей, чаще всего) самостоятельность, истерики, негативизм и протесты.
Но уже в среднем возрасте характер действий меняется, дети начинают распределять роли — это период ролевой игры. В соответствии с ролью участники игры должны выполнять определенные действия и соблюдать правила. Затем ребенок переходит к следующему этапу развития — старшему дошкольному возрасту.
Тема нашего обзора — старший дошкольный возраст или возраст игры. Это переходный период для ребенка, когда он переходит от стадии роста и социализации к качественно иному, от детского сада к школе. Пожилым возрастом считается период от 5 до 6 лет, в некоторых публикациях — до 7. В это время ребенок развивается реактивными темпами во всех аспектах: физическом, умственном, личностном.
Период старшего дошкольного возраста особенно интересен с точки зрения познавательной деятельности ребенка. Он стремится не только понять и изучить свойства предметов и явлений, но и выяснить, как они устроены и по какому принципу работают.
Маленький человек сознательно запоминает больше: он может выучить действие, а затем применить его на практике; оценивать их деятельность, выполнять монотонную, но необходимую работу. Формируется умение сосредоточиться на задаче.
именно в это время, в возрасте 5-6 лет, ребенок начинает «складывать кусочки пазла» — обобщать все ранее полученные знания об окружающем мире и осознавать связь между разными предметами и явлениями. Речь продолжает активно развиваться, словарный запас растет, интонационный диапазон расширяется.
По мере того, как деятельность ребенка становится более осознанной и способной сосредоточиться на интересном вопросе, он начинает сопровождать любое действие комментариями, не обращаясь ни к кому. Это феномен эгоцентричной речи: он не умеет думать о себе, но это позволяет ему лучше понимать и планировать каждое последующее действие.
Одновременно с изменениями, происходящими с детским организмом (активный рост, перестройка эндокринной и сердечно-сосудистой систем, изменения опорно-двигательного аппарата), улучшаются нервная система, когнитивные и поведенческие механизмы. Ребенок готовится к новым умственным и физическим нагрузкам.
Основное занятие в этот период — игра. На карту поставлено то, что ребенок моделирует поведение, пробует различные роли и проверяет нормы социального поведения. Поэтому дети 5-7 лет уже умеют руководствоваться определенными правилами и инструкциями, а не только своими желаниями и эмоциями.
Поскольку игра чрезвычайно важна в этом возрасте, следует обращать внимание на то, как и во что играют дети. Какие эмоции они испытывают, какой смысл придают своим действиям. В сложных ситуациях вы можете ходатайствовать, направлять, но не мешать принятию самостоятельных решений.
В целом психологи говорят о пожилом возрасте как о чрезвычайно важном этапе становления личности, когда закладываются базовые процессы самоидентификации и самоопределения.
Речевое развитие в среднем дошкольном возрасте
Основная особенность речевого развития этого периода состоит в том, что дети практически полностью меняют голосовые контакты со взрослыми. Речь — следствие желания ребенка познавать окружающий мир. Постарайтесь услышать от взрослого человека ответы на все интересующие его вопросы, вне зависимости от того, понятны они ему или нет. Сложность и трудоемкость понимания меньше детского интереса.
Следует отметить следующие особенности речевого развития четырех-пятилетнего ребенка:
- Более развитая дикция;
- Минимальное количество ошибок при звуковом произношении;
- Речь — объект деятельности ребенка;
- Грамматические навыки активно развиваются и совершенствуются;
- Дети любят стихи и другие детские стишки. Интересна ритмическая составляющая речи;
- Во взаимоотношениях со сверстниками преобладает ситуационный дискурс;
- При общении со взрослыми язык когнитивный и неситуационный.
Основные возрастные кризисы
Специалисты выделяют два дошкольных кризиса, характеристики которых представлены в таблице.
Имя | Возможные причины | Основные симптомы | Рекомендации для родителей |
Трехлетний кризис | Родительское поведение (чрезмерная опека, авторитаризм), отсутствие братьев и сестер, боль. Чаще всего встречается у меланхоликов и холериков. | Упрямство, деспотизм, упрямство, негативизм, упрямство, протесты, девальвация: таковы семь основных признаков кризиса, обозначенных Л.С. Выготским. Дети действуют «назло», часто вопреки собственному желанию, с целью отвергнуть только родителей (например, сам ребенок мерзнет и хочет домой, но из-за упрямства он не слушается и продолжает идти). | необходимо во что бы то ни стало сохранять спокойствие, не кричать на ребенка, поощрять его стремление к независимости. Любое проявление упрямства необходимо анализировать. С ребенком необходимо поговорить, рассказать о пережитом: так он учится выражать свои эмоции и устанавливать контакт. Необязательно навязывать свою волю, важно дать дошкольнику возможность выбора (например, какой мультфильм смотреть). |
Кризис в семь лет (также может возникнуть в 6 лет) | Часто это совпадает с началом учебного процесса, ребенок получает для себя новую роль, к которой он должен привыкнуть, ему становится важно выглядеть взрослее, получить ту свободу, к которой родители еще не готовы грант. | Непослушание, раздражительность, упрямство, потеря прежних интересов. Часто возникают конфликты с учителями и родителями. Дети изучают границы дозволенного методом проб и ошибок, проверяя на прочность своих родителей. Они могут категорически отвергать ранее присущие им социальные роли. | Дайте ребенку больше свободы, объяснив ему, что у каждого человека, включая дошкольника, есть свои обязанности, которые следует выполнять. Право на ошибку позволяет ребенку понять, что он сам несет ответственность за свои действия. |
Дошкольный возраст заканчивается кризисом 6-7 лет. Относительно спокойное течение кризисных периодов становится возможным только при грамотном поведении родителей, которые понимают, что их растущий ребенок становится более самостоятельным, и поддерживают с ним отношения, учитывая эту истину.
Детский возраст ребенка: дошкольники и ученики
Детство ребенка — это период от рождения до раннего полового созревания, от 0 до 12 лет. Внутренние градации детства ребенка основываются на этапах его биологического и психического созревания. Однако при поступлении в школу можно точно провести черту: воспитанник детского сада, старшеклассник становится учеником.
Как правило, средний возраст поступления в школу составляет 7 лет. Рекомендуемый экспертами и стандартами возраст для первоклассников русских школ — от 6,5 до 8 лет. В зависимости от зрелости психических процессов и подготовленности дошкольника возраст может быть снижен (но не ранее 6 лет для первого класса) или увеличен.
Начало школы — важный этап для детей, который символизирует смену основной деятельности. Подготовка к этому этапу формируется на протяжении всего периода дошкольного развития и определяется психологами и педагогами перед поступлением в образовательное учреждение.
Дети дошкольного возраста
Дошкольники — дети от 3-4 лет до выпускников подготовительной группы детского сада. Этот возраст детей более чувствителен к развивающим и воспитательным методам из-за активного формирования психики, личностных особенностей и процесса социализации в обществе. Родители для дошкольников являются наиболее значимыми фигурами (в отличие от школьников, где их место занимает сначала учитель, а затем их сверстники) и могут оказывать как наиболее положительное, так и явно отрицательное влияние на ребенка. Растущая личность, в зависимости от стиль обучения и пример, показанный ребенку.
Особенности детей дошкольного возраста
Первое, что замечают родители в особенностях дошкольников, — это формирование самостоятельности, стремления отделить себя от нас (чаще всего «мы с мамой»). Его начало в возрасте около трех лет описывается как кризис на третьем году жизни, когда ребенок начинает пытаться сменить положение и стремится делать все, что в его силах, самостоятельно и гордиться своими достижениями.
С этой позиции также формируется новое социальное восприятие ребенком своего окружения. Он развивается по двум направлениям: социальная вертикаль, выражающая восприятие ребенком мира своих старших, и социальная горизонталь, ориентированная на мир сверстников.
В частности, дошкольники также включают активную коммуникативную деятельность в языковой и невербальной формах, развитие сенсорного познания, зачатки анализа и формирование наглядно-образного мышления.
Ведущая деятельность ребенка в дошкольном возрасте трансформируется в зависимости от личностной зрелости, партнера по совместному времяпрепровождению и социального восприятия. Начиная с предметных манипуляций, к школьному возрасту малыш проходит стадию игровой как ведущей деятельности детей дошкольного возраста и готовится к смене ее на учебную. Мотивирующая деятельность ребенка в дошкольном возрасте сила во взаимодействии со взрослыми сначала, в 3 года, имеет деловую направленность: стремление выявить и понять, что и каким образом делают взрослые, подражать им, чтобы стать взрослее и иметь возможность также управлять реальностью. В среднем к 4-м годам приоритетная деловая мотивация сменяется игровой деятельностью, с взаимодействием на предметно-игровой основе. Начинают развиваться отношения с ровесниками, ребенок «открывает» для себя других детей в качестве субъекта с самостоятельными мотивами к действию. Сначала понемногу, в эпизодических предметно-игровых действиях, дети дошкольного возраста постепенно выделяют своих сверстников и к концу дошкольного периода предпочитают их в качестве партнеров по ведущей в данном периоде игровой деятельности. Ролевая игра, как яркое выражение социальных устремлений ребенка, помогает ему удовлетворять свои социальные потребности. Она же способствует развитию различных техник замещения: одного предмета другим, своей социальной роли на иную, учит представлению и моделированию различных воображаемых ситуаций. Дети «примеряют» на себя роли других людей, фантазируют и воспроизводят условия, в которых в силу возраста не могут пока попасть и совершенствуют реакцию психики на нестандартные происшествия, это также особенности детей дошкольного возраста. Готовность к школе: средний возраст детей Средний возраст детей при поступлении в школу составляет 7 лет. О готовности к школе судят по физиологической зрелости головного мозга, сформированности его структур и функций. В некоторых странах, например, в США, начало учебного процесса стартует в 4 года, что смущает часть родителей. Однако данное обучение хотя и проводится чаще всего в школьном комплексе, но по направленности и организации процесса больше соответствует программе наших подготовительных групп детского сада и именуется preschool – «дошкольное», «перед школой». Средний возраст детей для погружения в учебный процесс основывается на так называемой школьной зрелости, аспектах психофизиологической готовности ребенка. Они не включают в себя умение читать и писать, это определенные стадии сенсорного развития, произвольной памяти, внимания, мышления. Оценивают при тестировании готовности к школе также эмоционально-волевую сферу детей, фонематический слух, мелкую моторику, познавательный интерес и базовые знания, рассматривают, какая ведущая деятельность превалирует у дошкольника, готов ли он к смене игровой деятельности на учебную. Также немаловажный фактор – способность ребенка к отделению от значимого взрослого, самостоятельной деятельности и к восприятию педагога как авторитетной личности. Дети, не достигнувшие необходимого уровня развития, не рекомендуются к началу обучения, это не просто скажется на отметках и усвоении знаний, но может значительно снизить мотивацию ребенка, повлиять на его психоневрологическое и физическое здоровье. Средним возрастом детей при поступлении в учебное заведение руководствуются для начала тестирования готовности, решение о приеме ребенка или рекомендации по отсрочке, необходимости дополнительных развивающих, коррекционных занятий принимают на основании психологического тестирования.
Дети школьного возраста
Школьники отличаются от дошкольников пониманием иерархических отношений, способностью выделять части и более развитым образным мышлением в целом, например способностью мысленно расставлять предметы по размеру и другим характеристикам. Анализ, обобщение, понимание принципов передачи качеств предмета, характеристики происходящего, умение учитывать две и более переменных в оценке выделяют детей школьного возраста.
В начальной школе мышление детей школьного возраста все еще тесно связано с эмпирической реальностью (Жан Пиаже), они могут думать и рассуждать только о знакомых вещах, хотя они могут расширять свои выводы от конкретных сценариев до возможных. По окончании начальной школы у детей младшего школьного возраста начинает активно развиваться этап формальных операций мышления, знаменующий переход от конкретного, наглядно-образного типа к абстрактному, словесно-логическому типу.
Особенности развития эмоциональной сферы личности
Этот период характеризуется активным развитием эмоциональной структуры личности.
Младенцы начинают испытывать первую сознательную привязанность и сочувствие. Они глубже и осознаннее. При этом между ребенком и близкими ему людьми существует активная эмоциональная связь. Почувствуйте состояние взрослых, постарайтесь им помочь, снять эмоциональное напряжение, посочувствовать и посочувствовать.
Особенностью этого возрастного периода является острая чувствительность ребенка. Он очень ранимый, его легко обидеть и расстроить. Похвала воспринимается им очень эмоционально, а комментарии или просьбы — остро.
Дети среднего дошкольного возраста руководствуются в своей деятельности активно развитым воображением. Это опасно, так как может вызвать различные страхи. Поэтому необходимо обратить внимание на детские фантазии, воображаемых друзей и других вымышленных персонажей. Но волноваться не стоит. В основном эти страхи временные, ребенок их преодолеет.
Поскольку в жизни ребенка преобладает эмоциональная сфера, важно выстраивать образовательный процесс в этом возрасте на игре. Игра завораживает ребенка, вызывает самые разные эмоции, что способствует развитию личности во всех направлениях, ее гармонии.
Развитие детей дошкольного возраста (4-5 лет)
Активное развитие ребенка 4-5 лет происходит при выполнении определенных видов производственной деятельности, дополняющих основную деятельность. К ним относятся дизайн, творчество (рисование, лепка, аппликация) и работа. В этом возрасте дети могут работать вместе в команде под руководством взрослого.
именно в различных видах деятельности улучшаются познавательные процессы ребенка, в игре как основной деятельности происходит созревание личности и формирование новых возрастных образований.
Со временем память ребенка приобретает характеристики случайности, при этом произвольное воспроизведение может появиться раньше, чем произвольное запоминание. Вначале ребенок может осознать цель запоминания (сюжет сказки, семейного стихотворения), а затем реализовать цель в виде запоминания. Запоминание и воспроизведение в рассматриваемом возрасте осуществляется в естественных условиях развития памяти, что напрямую зависит от мотивации ребенка. Происходит постепенное формирование долговременной памяти, основным механизмом которой является связь между запомненными и эмоциональными переживаниями. Согласно исследованиям, до 75% взрослых вспоминают эмоциональные события в возрасте от 4 до 5 лет. Наряду с механической памятью существует эйдетическая память в виде восстановления зрительного образа.
Постепенно теряется аффективность в ощущениях и восприятии, происходит дифференциация перцептивных и эмоциональных процессов. Восприятие начинает характеризоваться возрастающим пониманием. В этот период можно наблюдать сенсорное развитие в виде улучшения различных типов ощущений, зрительных представлений, повышения остроты зрения и цветового различения.
Период также характеризуется улучшением восприятия сенсорных эталонов, когда ребенок осваивает перцептивные действия, выделяя наиболее характерные свойства у разных предметов (например, цвет, геометрическую форму). Однако сенсорные стандарты, как и в возрасте 3-4 лет, остаются предметом, то есть существует тесная связь с предметом.
Коротко о детских страхах
Малыши начинают бояться еще до того, как им исполнится год, но специфические и разнообразные страхи появляются у них именно в дошкольном периоде. Так, в 3-5 лет дети могут бояться темноты, замкнутого пространства, отдельных персонажей сказок, бояться одиночества. Иногда страх ничем не мотивирован — например, ребенка может напугать, казалось бы, безобидная игрушка, с которой связаны личные неприятные ассоциации.
5-6 лет — возраст, когда возникает страх смерти, поэтому родители должны быть готовы ответить на вопросы ребенка о загробной жизни.
Чаще всего детские страхи с возрастом исчезают, но в самых сложных случаях могут применяться различные корректирующие методы — сказочная терапия, арт-терапия и так далее.
Виды деятельности
Игра — основное занятие для дошкольников. Дети берут на себя разные роли (родители и дети, врач и пациент, продавец и покупатель), они придумывают и интерпретируют ситуацию, используя свои знания взрослой жизни, подражая своим родителям. Уже в младшем дошкольном возрасте дети в игровом процессе стараются повторять за взрослыми. А в промежуточном и старшем периодах активно используются заменяющие предметы (например, рваная трава на улице становится капустой или луком, а вырезанные бумажки становятся деньгами при игре в магазине).
Но помимо этого выделяются и другие важные формы деятельности, в первую очередь производственная. Поэтому дети любят рисовать, лепить, собирать фигурки из строительных элементов и макетов.
В это время очень важно, чтобы родитель мог наблюдать. То, как ходят его игрушки, и вмешивается только тогда, когда ребенок просит вас. Таким образом вы узнаете больше о своем ребенке и в то же время дадите ему место для самостоятельности.
Многие родители начинают учить дошкольника читать и писать, английский язык, считать, простейшие математические операции, но в силу возрастных особенностей ребенка делать это нужно в игровой форме. Даже 5-6-летний ребенок все еще не может посидеть за партой 40 минут, сосредоточенно занимаясь, но он вполне может усвоить информацию, полученную в процессе увлекательной ролевой игры.
Дети шестого года жизни
Дети шестого года жизни могут распределять роли еще до начала игры и выстраивать свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается соответствующим дискурсом как по содержанию, так и по интонационно взятой на себя роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. Конфликты, связанные с подчинением ролевого поведения, могут возникать при распределении ролей. Мы наблюдаем организацию игрового пространства, в котором различают смысловой «центр» и «периферию». Действия детей в играх становятся другими.
У детей развивается зрительная активность. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети могут создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут иметь самое разное содержание — это детские жизненные впечатления, воображаемые ситуации и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных предметов, но они могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статические и динамические связи. Рисунки приобретают уточный характер; довольно часто встречаются повторяющиеся сюжеты с небольшими или, наоборот, значительными изменениями. Образ человека становится более детальным и пропорциональным. По рисунку можно судить о поле и эмоциональном состоянии изображенного человека.
Дизайн характеризуется способностью анализировать условия, в которых происходит эта деятельность. Дети используют и называют различные детали деревянного конструктора. Они могут заменять части здания в зависимости от имеющегося материала. Освойте обобщенный способ исследования выборки. Удалось выделить основные части предлагаемой постройки. Строительная деятельность может осуществляться по схеме, по проекту и по условиям. Строительство появляется в ходе совместной деятельности.
Дети могут построить из бумаги, сложив ее несколько раз (в два, четыре, шесть сгибов); из натурального материала. Осваивают два метода построения: 1) от натурального материала до художественного изображения (в этом случае ребенок «дополняет» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями); 2) от художественного образа к натуральному материалу (в этом случае ребенок подбирает необходимый материал для воплощения образа).
Восприятие цвета, формы и размера, структуры предметов продолжает улучшаться; систематизированы представления детей. Дети различают по легкости и называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форма прямоугольников, овалов, треугольников. Они чувствуют размер предметов, легко выстраивают в ряд — в порядке возрастания или убывания — до десяти разных предметов.
Однако дети могут испытывать трудности с анализом пространственного положения предметов, если они сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного положения. Вспомним феномен Ж. Пиаже о длине извилистых и прямых путей. Если расстояние (измеренное по прямой) между начальной и конечной точками более длинного извилистого пути меньше, чем расстояние между начальной и конечной точками прямого пути, то прямой путь (который объективно короче, чем извилистый путь) трек) будут восприниматься детьми как более длинные. Точно так же автомобиль, который проехал меньшее расстояние, но остановился перед другим автомобилем, который проехал большее расстояние, будет расценен детьми как проехавший большее расстояние и уехавший быстрее. Это свидетельствует о том, что в разных ситуациях восприятие представляет определенные трудности для дошкольников, особенно если им приходится учитывать одновременно несколько разных и, в то же время, противоположных знаков.
В дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети умеют не только визуально решать задачу, но и проводить трансформации предмета, указывать, в какой последовательности будут взаимодействовать предметы и т.д. Однако такие решения окажутся верными только в том случае, если дети будут использовать средства мышления. Среди них схематизированные представления, возникающие в процессе визуального моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе знаков, которые могут иметь предметы, а также представления, отражающие этапы трансформации различных предметов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи , об увеличении и уменьшении предметов в результате различных воздействий, представлений о развитии и т д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой логико-словесного мышления. Ж. Пиаже показал, что у дошкольников все еще отсутствуют представления о предметных классах. Объекты группируются по характеристикам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке предметов могут учитывать два признака.
Примером может служить задание: детям предлагается выбрать самый непохожий предмет из группы, состоящей из двух кружков (большого и малого) и двух квадратов (большого и малого). В этом случае круги и квадраты различаются по цвету. Если вы укажете на одну из фигур и попросите ребенка назвать фигуру, которая больше всего от нее отличается, можете быть уверены: он умеет учитывать два знака, то есть производить логическое умножение. Как показали исследования домашних психологов, старшие дошкольники способны рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за рамки их визуального опыта.
Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям составлять довольно оригинальные и связные рассказы. Воображение будет активно развиваться только в том случае, если для его активации будет проделана специальная работа.
Устойчивость, распределение, концентрация внимания продолжают развиваться. Происходит переход от непроизвольного внимания к произвольному.
Речь продолжает улучшаться, в том числе и со звуковой стороны. Дети могут правильно воспроизводить шипение, свист и слышимые звуки. Фонематический слух, интонационная выразительность речи развиваются при чтении стихов в ролевой игре и в повседневной жизни. Улучшена грамматическая структура речи. Дети используют практически все части речи, они активно занимаются созданием слов. Пополняется словарный запас: активно используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети умеют рассказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Успехи этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурируйте игровое пространство; дальнейшее развитие зрительной деятельности, характеризующейся высокой продуктивностью; использование в дизайне обобщенного метода исследования выборки. Восприятие характеризуется анализом сложных форм предметов; развитие мышления сопровождается развитием инструментов мышления (схематические изображения, сложные представления, представления о цикличности изменений); способность к обобщению, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ И.
Коммуникации
Дошкольники общаются как со сверстниками, так и со взрослыми, при этом общение становится более значимым, язык становится насыщенным, последовательным и правильным. Чем старше дошкольник, тем больше его привлекает общение с близкими по возрасту, чем общение с родителями.
Коммуникация сейчас играет очень важную роль в том, чтобы помочь ребенку освоить социальное пространство и найти в нем свое место. Постепенно он начинает осознавать важность совместных действий со сверстниками. Достигнув трехлетнего возраста, ребенок начинает понимать, что он не центр Вселенной, что есть другие люди, значимые для его семьи и друзей. Таким образом, полной неожиданностью для него становится осознание того, что родители любят друг друга и если в семье еще есть дети, их волнуют и чувства родителей.
именно в дошкольном детстве ребенок постепенно усваивает нормы поведения, понимает, что не всегда может делать то, что хочет. В этом случае имеет место его самоидентификация как личности.
родителям очень важно понимать специфику дошкольного образования, так как от него во многом зависит, как взрослые должны вести себя со своим ребенком. Следовательно, еще рано требовать от него выполнения обещаний, так как его собственное слово — самый слабый мотив, а невыполненные обещания формируют такую черту характера, как безответственность. Будет гораздо эффективнее похвалить его даже за небольшие успехи, чем ругать за неудачи.
Развитие и воспитание ребенка по возрастам
Развитие и воспитание ребенка — это процессы, организованные в соответствии с особенностями возрастных групп. Способы воспитания ребенка определяются его физическими и умственными способностями и особенностями мышления, характерными для возрастной фазы.
При выборе целей и средств развития и воспитания ребенка принято ориентироваться на зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский), разницу между существующим и потенциальным уровнем развития, достижимого с помощью родителя или учителя. Для разных возрастных групп и для детей в этих группах зоны ближайшего развития различаются, поэтому общий процесс обучения ребенка основан на статистических знаниях, навыках и способностях детей и работе с ребенком характеристик его личности.
Дети среднего дошкольного возраста
Ролевые взаимодействия проявляются в игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста. Они говорят о том, что дошкольники начинают расставаться с принятой ролью. Роли могут меняться по ходу игры.
Зрительная деятельность получила значительное развитие. Рисунок становится содержательным и подробным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Строительство усложняется. Постройки могут состоять из 5-6 частей. Дизайнерские навыки формируются на основе собственного замысла, а также планирования последовательности действий.
Для двигательной сферы ребенка характерны положительные изменения мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость и координация движений. Дети этого возраста лучше младших дошкольников держат равновесие, преодолевают небольшие препятствия. Игры с мячом становятся все сложнее.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети могут назвать форму, на которую похож объект. Они могут выделять простые формы в сложные объекты и воссоздавать сложные объекты из простых форм. Улучшена ориентация в пространстве.
Объем памяти увеличивается. Младенцы запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает формироваться произвольное запоминание: дети могут принять задание на запоминание, запомнить инструкции взрослых, разучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети могут использовать простые схематические изображения для решения несложных задач.
Воображение продолжает развиваться. Формируются такие характеристики, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на определенную тему.
Повышается устойчивость внимания. Ребенку доступна концентрированная деятельность на 15-20 минут. Он способен сохранять в памяти при выполнении любого действия простое условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом детской активности. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь некоторых персонажей. Интерес вызывает ритмическая структура дискурса, рифма. Грамматическая сторона речи развивается. Дети занимаются составлением слов по правилам грамматики. Речь детей, когда они взаимодействуют друг с другом, ситуативна, а когда они общаются со взрослым, она становится внеситуационной.
Меняется содержание общения ребенка со взрослым. Это выходит за рамки конкретной ситуации, в которой находится ребенок. Познавательный мотив становится лидером. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она интересна.
У детей развивается потребность в уважении со стороны взрослого, для них чрезвычайно важна его похвала. Это приводит к их повышенной чувствительности к комментариям. Повышенная чувствительность — явление возрастное.
Отношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей перед другими. Появляются постоянные игровые партнеры. Лидеры начинают появляться в группах. Появляются конкурентоспособность и конкурентоспособность. Последнее важно для противостояния другому, что ведет к развитию у ребенка самооценки, его деталей.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появление ролевых и реальных взаимодействий; с развитием зрительной активности; по дизайну, планировке; улучшение восприятия, развитие образного мышления и воображения, эгоцентризма познавательной позиции; развитие памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, улучшение восприятия; формирование потребности в уважении со стороны взрослого, появление восприимчивости, конкуренции, соперничества со сверстниками, дальнейшее развитие самооценки ребенка, его деталей.