- Монтессори-педагогика
- Реджио-педагогика
- Практические методы и приемы
- Упражнения
- Эксперимент
- Моделирование
- Игры
- Вальдорфская школа – подражаем взрослому
- Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту
- Игры Воскобовича
- Технология Дьюи
- Виды методов обучения дошкольников
- Мария Монтессори – всестороннее воспитание
- Жан Ледлофф – естественное воспитание
- Сесиль Лупан – учимся понимать малыша
- Шалва Амонашвили – гуманная педагогика
- Никитины – здоровые и умные дети
- Как выбрать подходящую методику?
- Средства и методы умственного воспитания
- Словесные методы и приемы
- Рассказ или чтение
- Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить
Монтессори-педагогика
Технология, изобретенная педагогом Марией Монтессори. Первоначально он разработал подход к работе с «особыми» детьми, но затем передал его всем остальным. Основная идея подхода заключается в том, что у каждого ребенка есть мощный потенциал для развития, нужно лишь создать условия с помощью специальной среды и не мешать ребенку.
Как это работает?
- Создается особая среда, разделенная на пять зон. Практические для тренировки повседневных навыков, сенсорные с игрушками разных форм, размеров, цветов, математические для развития навыков счета и знания геометрических форм и символов, лингвистическая зона для изучения букв и слогов, пространственная зона для изучения мира вокруг и загадки природы.
- Занятия проходят в разных возрастных группах. Дети постарше взаимодействуют с детьми младшего возраста — они передают навыки малышам и не только учат их, но и еще лучше развивают их навыки.
- Педагоги ничего не навязывают и не запрещают ребенку: он сам делает выбор: играть в куклы, рисовать или прыгать и бегать. Педагог представляет только материал, максимально его раскрывает.
Каких целей достигает ребенок?
- Учитесь быть независимыми. Свободный выбор занятий также развивает уверенность в себе и в себе.
- Научитесь уважать других. Дети работают и играют в тишине, уважая время и пространство других. Выпустить пар можно в специальной «моторной» зоне. Кроме того, дети чистят свои игрушки и соблюдают принцип «тот, кто первым получил их, играет».
- Изучение математики, изучение природы и культуры. В этом помогает работа в разных сферах.
- Учитель должен уважать детей и их выбор: дать им возможность играть и выбирать темп занятий.
- Учитель должен уметь создавать среду. Многие игрушки изготавливаются вручную из натуральных материалов.
- Воспитатель должен уметь увлекать детей. Именно он представляет материалы для игр и занятий, служит образцом в групповой творческой деятельности.
Реджио-педагогика
Итальянские технологии, основанные на идеях Выготского и Марии Монтессори. Автор технологии — Лорис Малагуцци. Малагуцци считал, что ребенок говорил по крайней мере на 100 языках, но 99 из них были украдены. Многое в жизни ребенка происходит по воле взрослых, даже на праздниках. Главный постулат — окружающая среда должна удовлетворять потребности и способности ребенка.
Как это работает?
- В отдельной программе предусмотрено место для ребенка. Он также может уйти и делать только то, что хочет.
- Родитель полностью погружен в работу детского сада. Иногда ходит с ребенком в садик, помогает, становится партнером.
- Нет оценки и контроля — нет итоговых тестов. Учитель Реджио использует наблюдение, фиксирует результаты работы ребенка, но не дает оценки.
Каких целей достигает ребенок?
- Сотрудничество для обучения. Детей учат работать в группах, чтобы они учились договариваться, сотрудничать, привыкали к тому, что они не «одни».
- Изучите культуру. Уроки не ограничиваются детсадовской средой: детей сопровождают на экскурсии, они помогают понять отношения между людьми, правила общества, традиции.
- Узнай о свободном выборе. Ребенок сам выбирает темп занятий, материалы, с которыми он будет играть.
Каким должен быть учитель?
Учитель должен соблюдать шесть правил:
- Уважайте ребенка и смотрите ему в глаза.
- Объясните правила и задайте вопрос. Только так, а не наоборот.
- Не «неправильно», а «иначе».
- Предлагайте варианты и не торопитесь.
- Учитесь в любой ситуации.
- Фантазировать важнее чтения.
Практические методы и приемы
Практические методические приемы на уроках в детском саду помогают дошкольникам глубже познавать окружающую действительность. Их использование позволяет ребенку самостоятельно определять путем выполнения практических действий с предметами их основные свойства и характеристики, устанавливать взаимосвязь между ними и понимать принцип их действий.
Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие методы обучения. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон кислый, если сам попробует его и т.д. Есть четыре основных метода.
Упражнения
Упражнения — это повторения различных действий (практических или мысленных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения. Упражнения бывают разных видов.
- Мимические упражнения относятся к действиям по определенной схеме. Они используются для тренировки правильной артикуляции, развития культурных и гигиенических навыков и т.д.
- Конструктивные упражнения — это выполнение заданий, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством педагога. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для развития мелкой моторики.
- Творческие упражнения предполагают самостоятельную деятельность дошкольника, основанную на интерпретации или новом сочетании навыков, уже имеющихся в его распоряжении. Например, имея навыки обращения с пластилином, ребенок может моделировать сложный дизайнерский объект.
Система использования метода операций должна основываться на принципе постепенного усложнения условий их выполнения.
Эксперимент
В детском саду практикуются только самые простые эксперименты и эксперименты, которые помогают детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на предметы, чтобы узнать их свойства, их отношения с другими предметами.
Самая эффективная методика — организация исследовательских действий ребенка. Вы можете предложить следующие задачи:
- определить, какой объект тонет, а какой нет;
- превращение снега в воду;
- проведение экспериментов с глиной;
- задает свойства плавящегося воска и т д
Благодаря этому методу воспитатель формирует у детей эффективное наглядное мышление.
Моделирование
В основе метода моделирования лежит принцип замены реального объекта на символ, изображение, знак. В детском саду используются тематические модели (игрушки или предметы-заменители) или тематические схемы (например, при работе с календарем природы).
Использование этого метода способствует развитию умения сравнивать, абстрагироваться, обобщать существенные характеристики.
Игры
Во время обучающих игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить ее» и испытать действие в определенных условиях. Использование этого метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.
Использование обучающих игр в детском саду включает следующие методические приемы:
- инсценировка;
- составлять пазлы;
- внедрение элементов конкуренции;
- организация игровой ситуации;
- выполнение педагогом игровых действий;
- прекрасный внешний вид изделий.
Метод игры формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться комфортно себя вести, снимает психологическое напряжение.
Вальдорфская школа – подражаем взрослому
Главное в этой методике — не строгая «зубрежка» и принуждение, а имитация взрослых через ролевые игры. Вальдорфские педагоги крайне негативно относятся к раннему интеллектуальному развитию. Например, обучение чтению и письму начинается только в 12 лет. Большое внимание уделяется раскрытию индивидуальности детей через массовую культуру и творческую деятельность. Ребенка знакомят с волшебным миром сказок (влияние сказок на развитие ребенка), музыки, танцев и мифов. Основные виды деятельности — пение, театрализованные представления, рисование, работа с натуральными материалами. Но отношение к достижениям цивилизации — телевидению и компьютерам — неоднозначное. Они считаются ненужными источниками информации для детей.
Леонид Береславский – воспитываем каждую минуту
Доктор философских наук, изобретатель Леонид Береславский считает, что детям нужно развиваться каждую минуту, и взрослые обязаны предоставить им такую возможность. Автор рекомендует полтора года работать с ребенком по собственной методике, чтобы не пропустить ни один важный чувствительный период, рассчитанный на овладение определенным навыком. Затем в полтора года приоритет отдается развитию мелкой моторики, вниманию и изучению видов животных. С трехлетнего возраста добавляются задания по логике, геометрическим фигурам и пространственным представлениям. А еще к моменту поступления в школу необходимо тренировать память и логическое мышление, постепенно упорядочивая полученные ранее знания. Еще одна сильная сторона — раннее обучение шахматам, знакомство с которыми начинается в 3,5 года.
Игры Воскобовича
Развивающие игры, созданные физиком-инженером Вячеславом Воскобовичем. Они представляют собой развивающуюся среду из разных зон и элементов, объединенных сказочным сюжетом.
Как это работает?
- В его основе лежат три принципа: интерес, знания и творчество. Это формирует навыки познавательной и исследовательской деятельности.
- Игры разработаны с учетом интересов детей. Каждую из них могут использовать дети от 2 до 7 лет, для детей младшего возраста задачи легче.
- Для игр разработана образовательная среда «Пурпурный лес» с разными зонами, в которых ребенок удовлетворяет определенные потребности.
Каких целей достигает ребенок?
Основные цели технологий — познавать новое, развивать способность наблюдать, укреплять доверие, гармоничный подход к развитию эмоциональности, образного мышления и логики.
Каким должен быть учитель?
- Воспитатель должен разбираться в материале: знать игры, уметь строить сюжет.
- Педагог должен вовлечь детей в игру, потратить некоторое время на знакомство с ее правилами.
- Учитель не оценивает выполнение заданий. У каждого возраста свой уровень, если не получается, можно перейти на более легкий.
Технология Дьюи
Джон Дьюи разработал подход, ориентированный на практику. Дьюи считал, что дошкольник должен заниматься игровой и рабочей деятельностью, что дает ему необходимый жизненный опыт.
Как это работает?
- Все, что происходит с ребенком, должно быть ориентировано на практику. Не стоит перегружать мозг лишними знаниями, необходимо научить работать своими руками, применять полученные знания и навыки в других ситуациях.
- Обучение должно быть направлено на приобретение опыта, который может накопить только сам ребенок. Мышление — это просто инструмент для решения проблем. Ребенок изучает окружающий мир, в результате он хочет получить необходимые навыки и проверить их.
- Помимо рабочих навыков важны география и история. География помогает познать окружающий мир, историю, мир и культуру людей.
Каких целей достигает ребенок?
- Получите жизненный опыт. Ребенок учится решать задачи и развивать навыки.
- Он включает в себя географию и историю. Это помогает лучше узнать окружающий мир и людей с их отношениями.
- Научитесь быть предприимчивыми. Этому способствуют проекты, которые педагог запускает с детьми.
Каким должен быть учитель?
- Должен иметь сильные инструментальные навыки, такие как работа руками. Без этого он не научит детей необходимым навыкам.
- Не сравнивайте детей с другом — соревнования по технике запрещены. Ребенка сравнивают только с самим собой.
- Обучайте детей проектной деятельности. Это проекты, которые помогают детям приобретать опыт и навыки, а также сотрудничать с другими и развивать собственное предпринимательство.
Виды методов обучения дошкольников
Классификация методик обучения детей дошкольного возраста осуществляется в основном по источнику знаний, навыков и умений. Выбор педагогом конкретного метода обучения зависит от образовательной цели и содержания учебного занятия.
Для дошкольников существуют следующие методики обучения:
- Визуальные методы:
- наблюдения — непосредственное рассмотрение предметов и явлений окружающего мира с выделением основного, установлением причин изменений, формулированием выводов;
- демонстрация: позволяет детям узнать визуальный образ незнакомых или знакомых предметов.
- Практические методы:
- упражнения — многократное повторение практических или мысленных действий определенного содержания;
- эксперименты и опыты — помогают понять явления или получить знания по определенной теме;
- моделирование — это наглядно-практический метод, предполагающий использование земного шара, карты, плана и т д
- Методы игры:
- дидактические игры — направленные на закрепление и совершенствование знаний, а также на усвоение нового и разного содержания;
- различные воображаемые ситуации в развернутом виде — направленные на усвоение определенных знаний.
- Вербальные методы:
- рассказ учителя — это представление им нового учебного материала, рассказ об объекте или явлении;
- беседа — проводится педагогом с детьми, если они немного знакомы с темой разговора;
- чтение художественной литературы — это уникальный источник об окружающем мире, развивающий воображение, мышление, память у детей.
На одном занятии, организованном педагогом дошкольного образовательного учреждения, часто используется несколько одновременных приемов, которые вместе составляют определенный прием. Задача педагога — тщательно отразить и наметить приемы, которые придется применять в процессе обучения. В основном в дошкольных образовательных учреждениях преобладают визуально-игровые методы в сочетании с вербальными.
Выбор методов обучения зависит от:
- Содержание реализованной образовательной деятельности.
- Возрастная дееспособность и потребности детей.
- Уровень умственного развития школьников.
- Формы организации образовательной деятельности.
- Оснащить учебный процесс необходимыми материально-техническими средствами.
- Личность педагога, уровень его профессионализма и способностей.
Мария Монтессори – всестороннее воспитание
Одна из самых распространенных методик, которую родители успешно применяют десятилетиями. Основная идея школы Монтессори заключается в том, что вы должны научить детей писать, а не другим навыкам: счету, чтению. В основе этой педагогической концепции лежит Его Величество Младенец. В специально организованной среде, состоящей из нескольких зон (математической, сенсорной, творческой, вокальной и так далее), дети совершенствуют навыки, соответствующие их возрасту, приобретают знания на собственном опыте. Взрослый же наблюдает за процессом игры, предлагает детям необходимые материалы и игрушки (но не навязывает их), благодаря которым они могут полноценно развиваться. Кстати, эта методика направлена не только на когнитивное развитие, но и на формирование навыков работы и уважения к другим людям. Техническая деталь Мария Монтессори: преимущества и недостатки
Жан Ледлофф – естественное воспитание
Психотерапевт Жан Ледлофф провел несколько лет с индейцами екуана и проникся их образовательными традициями. Эти люди были действительно счастливы, они не испытывали отрицательных эмоций, а их дети очень редко плакали. Вернувшись домой, Джин отбросила западные представления о воспитании детей и написала необычную и противоречивую книгу о естественном развитии «Как вырастить счастливого ребенка». Смысл этого метода — постоянно быть с ребенком в первые месяцы и в дальнейшем — не мешать формированию независимой личности: не контролировать, не спускаться до его уровня, а быть образцом для подражания для него его.
Сесиль Лупан – учимся понимать малыша
Автор метода — не ученый и даже не педагог, а, прежде всего, любящая мать двух дочерей, которая хотела дать им необходимые навыки познания мира. Протестировав систему Глена Домана на своих детях, Сесиль решила ее переработать, справедливо посчитав, что необходимо учитывать интересы ребенка и проводить развивающие упражнения по волнующим его темам. Если крошка гремит горшками, дайте ему возможность поиграть на барабанах. Если ребенок ищет вязаный шарф, предоставьте образцы ткани для тактильных экспериментов. В этой программе есть большое количество игр для улучшения восприятия, а также множество разделов по музыке, истории, географии, иностранному языку, чтению и т.д. Есть даже специальные упражнения для плавания (преимущества плавания с рождения) и лошади поездка!
Шалва Амонашвили – гуманная педагогика
Доктор психологических наук, профессор Амонашвили разработал собственную педагогическую концепцию, основанную на человеческом подходе к детям дошкольного и школьного возраста. Главный принцип метода — взрослый должен сотрудничать с ребенком на равных, рассматривать его как личность. Эта техника находит все больше и больше сторонников, поскольку она действительно особенная. Автор предлагает не готовый список упражнений для формирования отдельного навыка или навыка, а список правил, которым должны следовать учителя и родители. По словам известного психолога, ребенок добьется лучших результатов, если его не будут принуждать или контролировать. Нет плохих детей, есть взрослые, которые не умеют с ними общаться.
Никитины – здоровые и умные дети
Методика классиков российской педагогики Бориса и Елены Никитиных основана на наблюдении за собственными детьми. Чтобы пробудить в ребенке тягу к знаниям, необходимо подготовить развивающую среду: повесить различные таблицы, буквы, географические карты. Для физического воспитания необходимы тренажеры, спортивный инвентарь, оздоровительные упражнения (вплоть до плавания в ледяной воде и растираний снегом). Педагоги разработали интересные учебные пособия — кубики, пазлы, главная особенность которых — многофункциональность и возможность различными способами достигать цели. Эта система обучения, разработанная несколько десятилетий назад, актуальна и сегодня, несмотря на неоднозначные отзывы и противоречивые мнения.
Как выбрать подходящую методику?
У каждой методики есть свои преимущества, но есть и недостатки, которые могут стать критическими для многих родителей. Выбор той или иной методики и подхода зависит от индивидуального взгляда родителей на процесс воспитания и обучения.
Чтобы выбрать подходящую технику, нужно сделать следующее:
- Решаете, на чем следует ориентироваться в этой методике при обучении ребенка (знания, творчество, духовное развитие)?
- Изучите, как работает процесс обучения, и подходит ли он вам и вашему ребенку?
- Какие плюсы и минусы выбранной техники?
- Выбирая более одной техники, необходимо оценить, как они сочетаются друг с другом
Средства и методы умственного воспитания
Умственное воспитание дошкольника значительно облегчит его переход к школьной жизни. Для этого нужно с раннего возраста развивать у детей любопытство и мышление.
также необходимо регулярно развивать речь, тренировать память и внимание.
Психическое развитие — первоочередная задача родителей
Прежде всего, шестилетний дошкольник должен уметь:
- точно повторять движения и копировать выкройки;
- украсить соответствующими цветами и изображениями и четко очертить контуры;
- читать наизусть небольшие стихотворения и пересказывать содержание прочитанной ему книги;
- различать формы предметов и их относительное количество — плюс, минус;
- знать всю необходимую информацию о вас: место жительства, имя, фамилию и отчество.
- понимать времена года и время суток.
В дошкольном образовании многое зависит от родителей, которые могут использовать различные учебные пособия для подготовки к школе. Наиболее распространенные операционные техники:
- разрабатывать игры, формирующие у детей различные умения и знания;
- общение, чтение книг и представление всей информации об окружающих предметах.
Развивающие игры — средство умственного развития
Можно отдать ребенка в дошкольное учебное заведение или отвести на занятия у профессионалов, где по разработанной методике будут готовить к школе.
Совет родителям: правильное развитие ребенка происходит в семьях, где царят гармония и взаимосвязь. Необходимо не только всегда выражать свои мысли вслух и показывать свои чувства, но и уметь слушать.
Словесные методы и приемы
Словесные методы обеспечивают живое общение учителя с детьми. С помощью воздействия языка педагог может вызвать у дошкольников эмоциональную реакцию, побудить их сформировать отношение к содержанию передаваемых знаний.
Рассказ или чтение
Рассказывание историй — это эффективный вербальный метод, который делает информацию доступной для детей. С помощью рассказа можно оформить учебный материал в образной форме.
Учителю рекомендуется использовать литературные произведения или составлять истории, основанные на личном жизненном опыте. Педагог, озвучивая детскую сказку, передает свое отношение к рассказываемой истории. Вы можете использовать историю в любом деле. По окончании прослушивания рассказа педагог должен проверить степень усвоения дошкольниками его содержания.
Более сложный вариант этого метода — переработка ребенком услышанного им текста или составление собственного высказывания на основе образца или на определенную тему.
Николай Зайцев – читать раньше, чем говорить
Знаменитый педагог, автор множества научных разработок, создал популярную ныне методику обучения чтению, которую применяют с ранних лет. Дети поют, веселятся, учатся строить башни слов и игрушечные поезда. Судя по отзывам родителей, использующих эту методику, 4-летние дети начинают читать уже через несколько уроков. В основе техники — специальные кубики, на которых нарисованы не буквы, а слоги. Из них дети складывают слова. Кубики отличаются друг от друга размером, цветом, весом и звуком (наполнитель издает звонкие или глухие звуки). Играя с такими кубиками, ребенок овладевает языковыми навыками, приобретает начальное понимание русского языка и значительно превосходит своих сверстников в развитии.